Психология
Ирина Чеснова, практикующий психолог, член Общества семейных консультантов и психотерапевтов, автор восемнадцати книг для детей и родителей, отвечает на вопросы, связанные с учебой и школой
Плачет девочка
«Младшая дочка (12 лет) всегда горько и безутешно рыдает из-за плохих оценок. Причем «плохие» для нее — это все, что не пятерка. Она умница, трудяжка. И так получилось, что очень серьезно воспринимает учебу и все, что с ней связано. Дома ее за отметки никто никогда не ругает, наоборот, мы с мужем всегда поддерживаем и успокаиваем. Но хватает ненадолго, только слезы высохли — опять четверку поставили... Как ей помочь?» Светлана, 38 лет
И.Ч.: Светлана, можно сказать примерно следующее: «Девочка моя, каждый раз, когда ты получаешь что-то, кроме пятерки, ты ощущаешь себя несправившейся, возможно, даже плохой. Мне горько видеть, как ты страдаешь. Тебе, по-видимому, очень важна чужая оценка. И здесь кроется ловушка. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Любые промахи — это ценные жизненные уроки. Я предлагаю тебе понемногу знакомиться с собой разной, в том числе неидеальной. Не осуждать себя, а отталкиваться от своих ошибок и развиваться дальше. Люди могут думать что угодно, но у тебя есть ты, твое самоощущение — и это гораздо важнее любых оценок».
Отвлекающий маневр
«Как только надо делать уроки, энергичное существо Тимофей становится слабым, немощным и страшно занятым человеком. Ему сразу же необходимо попить воды, сходить в туалет, вымыть руки, лицо и ухо, позвонить другу, погладить кота, повисеть на кольцах... И эта свистопляска может продолжаться часа два. Я устала усаживать его за стол! Как оптимизировать процесс?»