Ирония судьбы
Изучать юмор психологи начали лишь в последние десятилетия. А жаль! Ведь способность острить и смеяться над чужими шутками во многом определяет наши отношения с людьми и миром
Что же стоит за безудержным весельем, иронией, каламбурами и парадоксальными высказываниями?
Плохой, злой
Фрейд (куда ж без него!) считал, что юмор помогает нам высвободить подавляемую агрессию и даже сексуальные желания и испытать таким образом удовольствие без примеси чувства вины. Пока мы шутим — а это дело непростое, трудозатратное, — наш внутренний контролер отвлекается и молчит. Поэтому так много анекдотов посвящено далеко не забавным вещам. Например, супружеским изменам. Смеяться над обманутым человеком жестоко. А над анекдотом в стиле «возвращается муж из командировки» — вполне нормально, правда?
Кстати, согласно этой теории, темы, над которыми мы чаще всего заливисто хохочем, на самом деле вытеснены из нашего сознания. Они тревожат и пугают, шутка же как раз помогает легально высвободить напряжение и успокоиться. Поэтому люди, склонные к реальным проявлениям жестокости и насилия, черный юмор обычно не любят. По крайней мере, на это очень надеются некоторые ученые.
Юмор, как ни странно, опирается на чувство превосходства — отсюда столько сексистских, расистских, шовинистских анекдотов. Есть мнение, что шутки про блондинок — подсознательная реакция на развитие феминизма. Доминирование мужчины над женщиной показывать непопулярно, поэтому создан некий комический персонаж — глупенькая девушка, которую не грех высмеять. С этой точки зрения любое состязание в остроумии — своего рода борьба за трон. Всех перешутил — значит, теперь ты официально король смеха и тебе должны подчиняться.
Но, к счастью, большинство из тех, кто любит юмор, вовсе не тираны или злодеи. Опросы показали, что чаще всего людям нравятся шутки со здоровой долей агрессии и цинизма — не детские, но и не слишком мрачные.
Любить пересмешника
Одним из благоприятных факторов для возникновения влюбленности считается совместно пережитый страх или, наоборот, нелепая и смешная ситуация. Недаром в романтических комедиях обиженные друг на друга герои частенько начинают хором хохотать и вскоре обязательно мирятся.
Во время смеха вырабатываются гормоны радости эндорфины, и от этого у людей возникает ощущение, что им хорошо вместе. Те же гормоны, кстати, сопровождают и секс. Но в постели как раз лучше не шутить: с одной стороны, юмор помогает сглаживать неловкости, с другой — громкий смех способен наглухо выключить либидо.
Во всех остальных комнатах, кроме спальни, смеяться можно и даже нужно. Доказано: в крепких парах партнеры чаще оценивают чувство юмора друг друга как хорошее. К тому же вовремя произнесенная удачная шутка снижает градус драмы, а так ссориться и выяснять отношения чуть проще.
Комик-группа
Одна из важнейших функций юмора — социальная. Похожая манера шутить сближает, помогает отыскать в толпе «своих» и отгородиться от «чужих», незаметно их высмеивая.
Юмор также может стать одним из простых способов показать свою власть. На собрании первым шутит руководитель, в компании друзей — ее явный лидер. Ответная улыбка в подобных ситуациях — согласие признать кого-то главным, соблюсти субординацию. В целом же смех — проявление радости. И, как другие сильные эмоции, она подкрепляется физическими действиями. В ярости человек швыряет предметы и сжимает кулаки, в ужасе — пригибается, закрывает голову руками, а услышав интересную шутку, раскачивается, хлопает себя по бедру или стучит по столу и поворачивается к соседу, будто приглашая его посмеяться вместе. Действительно, веселиться, смотреть комедию или слушать выступление юмориста куда лучше в компании, чем в одиночку. Смех заразителен. На это и рассчитывают кинопроизводители, включая в ситкомах закадровый хохот (а мы-то думали, им просто хочется вывести нас из себя!).