До Окси и после: как изменился русский рэп за двадцать лет
На этой неделе (не) выходит новый альбом Мирона Федорова, известного как Oxxximiron — событие, которого ждут любители рэпа и все, кто мимо проходил. Музыкальный журналист Федор Сучилин рассуждает, какое влияние Окси оказал на русский рэп и оказал ли
Не так давно прервалось шестилетнее молчание рэпера Оксимирона — он представил публике свой новый микстейп, получивший название «Смутное Время». Ажиотаж был невероятный: незадолго до выхода пластинки на улицах нескольких городов России были размещены рекламные баннеры с незамысловатой надписью «Когда альбом?», но пользователи соцсетей сразу поняли, о ком идет речь.
Казалось бы, час икс настал, и наконец-то нагрянуло новое мощное высказывание от, вероятно, самого влиятельного хип-хоп артиста в стране. Но не тут-то было: вместо принципиально новой работы мы получили сборник старых песен, соседствующих с двумя ничем не примечательными новыми. Подавляющее большинство, скорее всего, не стало переслушивать давно вышедшие хиты. Тем не менее, в первый же день релиз собрал 2 млн прослушиваний — и это только «ВКонтакте».
Как вышло, что рэпер, готовый захватывать музыкальные чарты, молчит столько лет? И почему некоторые ищут скрытые послания в новых песнях и хвалят Мирона за то, что тот объединил все треки в одном месте, а другие видят в этом откровенный стеб? Может, дело в том, как реагируют на подобное люди, запечатлевшие совершенно разные эпохи русского рэпа?
Нужно понимать, что Мирон Федоров — чересчур важная фигура для русскоязычного хип-хопа. Первые микстейпы, выпущенные им в начале десятых под псевдонимом Oxxxymiron, отрицали подъездную романтику и примитивную криминальную лирику. Продвигая вперед идею осмысленного и отчасти даже интеллектуального рэпа, Окси определил облик новой на то время волны русского хип-хопа: вряд ли у артиста есть однозначные последователи, но он точно вдохновил многих современных исполнителей искать в русском языке лазейки, позволяющие наполнить текст академическими терминами и глубокими метафорами. Переломным моментом, повлиявшим на восприятие жанра массовым слушателем, стал, конечно же, «Горгород» — большая концептуальная работа, которая позволила Мирону собрать «Олимпийский» и навсегда закрепить за собой статус одного из самых талантливых и успешных русских MC.
Но с момента выхода «Горгорода» прошло долгих шесть лет — для отечественной музыкальной индустрии это очень большой срок. Пока Оксимирон строил собственную музыкальную империю в рамках агентства «Booking Machine», хип-хоп стремительно обрастал новыми стилистическими направлениями и громкими именами: за вторую половину десятых в русском рэпе произошло больше изменений, чем за все предыдущие годы вместе взятые. Форма теперь превалирует над содержанием, и даже культовый «Горгород» начинает потихоньку устаревать. Мирон шел против старой школы, но не совсем ясно, успел ли он поспеть за новой. Создается впечатление, что он остался где-то на стыке — герой своей эпохи, который не знает, чем впечатлить нынешнюю публику. Какой же хип-хоп был до Окси, и какой был после?