До $120 млрд: основатель Uber-экономики собрался на IPO
Имя компании Uber стало нарицательным для целого направления экономики. В ближайшее время эта компания собирается на IPO, почти одновременно со своим злейшим конкурентом Lyft. Технологии вознесли эти компании, они же — точнее, отсутствие новых — могут стать и ограничением для их роста
У основного бизнеса Uber и Lyft нет проблем с генерацией кэша, поэтому стоят они дорого: оценка Uber по итогам IPO может достигнуть $120 млрд, а Lyft — около $20-30 млрд. Есть основания полагать, что по крайней мере выход Uber будет не только важным, но и привлекательным, так как на pre-IPO она будет оценена не дороже $90 млрд.
Негативно на цене компаний может сказаться почти одновременное размещение: по текущим планам они проведут IPO с разницей в неделю. Кроме того, компании тратят много денег на маркетинговые войны. Всё больше инвесторов задаются вопросом, пойдут ли их вложения на развитие технологий, или тоже погибнут в огне ценовых войн?
Если стартапам не удастся показать, что они смогут эффективно использовать новые инвестиции, то Uber вряд ли продаст себя значительно дороже $72 млрд (столько он стоил в последнем раунде финансирования). Lyft вряд ли сумеет договориться с фондами об оценке сильно выше $15,1 млрд. Как ни странно, в этом случае их инвестиционная привлекательность повысится, так как розничные инвесторы, не имеющие прямого доступа к pre-IPO сервисов такси, готовились к более высоким оценкам Uber и Lyft, которые приведены выше, а теперь смогут купить их дешевле.
Технологические кульбиты
Uber задумывался как аренда лимузинов, Lyft вырос из карпулинга Zimride (сервис подбирает попутчиков). Теперь обе компании проповедуют идею о том, что главное в самом обычном такси — это удобство и контроль. При этом оба стартапа в тренингах делают ставку на переход на современные технологии.
Патентный портфель Uber и Lyft нацелен на применение беспилотных машин и встраивание сервисов вызова такси в государственные системы наблюдения за дорожным движением.