Дмитрий Акриш: Я стремлюсь убрать из театра «театр»
В Театре им. Ермоловой премьера — режиссер Дмитрий Акриш поставил спектакль «Пролетая над гнездом кукушки» по одноименному роману Кена Кизи. В главных ролях — народная артистка России Светлана Головина и заслуженный артист России Никита Татаренков. «Сноб» поговорил с Дмитрием Акришем об изматывающих репетициях нового спектакля, диктатуре режиссера и чувстве правды на сцене.
Ɔ. По первому образованию вы актер, затем окончили режиссерский факультет ГИТИСа, мастерскую Леонида Хейфеца. Почему вы пришли в режиссуру?
Да, по первой профессии я актер, несколько лет работал в театре, но у меня не было своего режиссера, серьезного проводника. Наставника я выбрал сам. В 2012 году поступил на режиссуру в мастерскую Леонида Ефимовича Хейфеца. Экзамены были очень сложными, конкурс сумасшедший — из нескольких тысяч прошли только семь человек. На последнем собеседовании Леонид Ефимович спросил меня: «А что будешь делать, если не поступишь?» Я ответил: «Или я поступлю сейчас, или никогда». У меня была виза в США на десять лет, и я решил, что если не получится, то уеду. И больше театром заниматься не буду.
Ɔ. Актерское образование помогает сейчас в работе?
Конечно. Хейфец сказал в какой-то момент: «Дима, ты должен выбирать между актерской и режиссерской профессией, иначе ты не сможешь стать настоящим режиссером». Я полностью завязал с актерской историей, хотя она по-прежнему притягивает меня. Но я понимаю, что обещал себе и должен это обещание сдержать. Актерская профессия позволяет мне смотреть на сцену со стороны и пропускать игру каждого через себя. Даже секундные неточные паузы, которые артисты делают между переходами, я замечаю.
Ɔ. В программе «Ближний круг», посвященной Леониду Хейфецу, у вас была короткая, но емкая реплика о том, что театр для вас — это боль, любовь и чувство правды.
Вне любви вообще очень тяжело что-то создавать, а там где любовь, есть боль и страх. Первого сентября 2012 года Хейфец сказал нам: «Если хоть один, сука, режиссер не будет любить артистов, вылетите с курса». В работе с артистами должно быть уважение и доверие. С этого нужно начинать. Во время моих репетиций и я, и артисты откровенны друг с другом, но атмосфера зависит только от меня. Искренность требует очень бережного отношения. Это особенно важно, потому что мы доходим до предельной степени открытости в наших спектаклях. Мне интересно ставить спектакль про болевые точки в жизни человека.