Дитя ночи: история Евы Ионеско, которая снимает фильмы о сексуальной эксплуатации
Ева Ионеско начала позировать перед фотокамерой своей матери с четырех лет, а в 11 снялась для Playboy и дебютировала в фильме для взрослых. В 12 лет она появилась обнаженной на первой полосе популярного таблоида — только тогда социальные службы обратили внимание на подростка, подвергающегося сексуализированному насилию. Справиться с последствиями Ионеско помогли игра в театре, автобиографические повести и кинорежиссура.
С конца 1940-х 15-летняя Ирина Ионеско — жившая во Франции уроженка Румынии — исполняла акробатические номера и дрессировала змей в цирке. Этому ремеслу ее научили близкие родственники, на воспитание которых Ирину отдали родители, когда той едва исполнилось четыре года. Потом девушка долгое время танцевала в кабаре, пока не увлеклась рисунком, а позже — черно-белой фотографией.
Это искусство будущая «икона готики и богиня эротической фотографии», как прозовут ее журналисты, открыла для себя благодаря своему возлюбленному — художнику-наивисту Гильому Корнелису ван Беверлоо. Он подарил Ирине ее первую (и единственную) камеру Nikon в конце 1960-х. Первое время моделями Ионеско были подруги, которых та наряжала в свои старые сценические костюмы и фотографировала с черепами, театральными масками и искусственными цветами. Всерьез увлекшись новым хобби, Ионеско стала звать девушек с улицы, причем многие из них не отличались конвенциональной красотой. «Мне нравится превращать некрасивых девушек в нечто уникальное», — говорила художница. Но в первую очередь Ирина видела в этих женщинах себя: «На своих моделей я смотрю как в зеркало. Поэтому многие думают, что на моих фотографиях запечатлена я, но на 10 лет моложе». Во многом по этой причине главной музой художницы стала ее собственная дочь Ева, родившаяся в 1965 году.
Все детство девочка провела в богемной атмосфере, царившей в парижской квартире Ионеско. Вместо того, чтобы гулять со сверстницами и играть в куклы, Ева позировала матери в образах египетских жриц, танцовщиц кабаре — и очень рано повзрослела. «Я не ходила в школу, но читала романы Жоржа Батая и Маргариты Дюрас», — вспоминает Ева. Частыми гостями ее эксцентричной матери были художники, поэты и музыканты. Они вдохновляли Ирину на создание фотопортретов и писательство. Благодаря писателю-сюрреалисту Андре Бретону сложился ее декадентский стиль. Со своим возлюбленным Гильомом Корнелисом ван Беверлоо она сделала художественный альбом, для которого он позировал Ирине голышом вместе со своей любовницей. А в соавторстве с писателем и режиссером Аленом Роб-Грийе Ионеско написала книгу-посвящение дочери Temple aux miroirs («Храм зеркал»). Иллюстрациями к изданию стали черно-белые фотографии Евы.