Возрождение усадьбы
Серия из восьми небольших картин, подписанных «Алексей Куракин 1839», привлекла внимание сотрудников Исторического музея в конце 1950-х годов. К этому времени уже основательно забылись и русские усадьбы, и их аристократические владельцы, но надписи на обороте холстов уверенно сообщали о некоем Степановском
Оказалось, что изображена тверская вотчина князей Куракиных, автор видов — художник-любитель и дипломат князь Алексей Борисович Куракин (1809–1872). Он зарисовал грандиозный палладианский дворец «о пятидесяти комнатах», выстроенный двоюродным дедом — князем Степаном Борисовичем Куракиным в 1790-е годы, и новые постройки, созданные по барской прихоти батюшки князя — Бориса Алексеевича Куракина.
О занятиях князя живописью мы знаем не так много, нам неизвестны даже имена его учителей. Во второй половине 1830-х годов он предстаёт уже сложившимся художником, чьё увлечение искусством переросло рамки обычного дворянского дилетантизма. Серия видов Степановского-Волосова выполнена в 1839 году перед длительным отъездом Алексея Борисовича в Вену, затем в Париж, где он служил секретарём русского посольства. Словно прощаясь с родиной, он воспроизвёл панорамы реконструированного архитектурного комплекса и живописные пейзажи окрестностей родового имения. Серия запечатлела недолговечные, затейливые постройки 1830-х годов: «городок» — два квартала домов с площадью, пруд с мостом и беседкой, «слободу» для дворовых. Только благодаря этим изображениям мы можем представить