Ворота в Сибирь
Один из главных сюжетов выставки «Предчувствие Севера. Пермский путь», открытой в Пермской художественной галерее, — дорога и её художественное осмысление. Выставка проходит в рамках межмузейного проекта компании «Норникель» «Освоение Севера: тысяча лет успеха».
«Архиповка» — так называется небольшой этюд Петра Верещагина, запечатлевшего начало огромных перемен, которые происходили в 1870-х годах в Прикамье. Верещагин был к тому времени известным художником, неутомимым путешественником, он создал серии видов многих российских городов — Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Пскова, пейзажей Крыма, Кавказа, Прибалтики. Неслучайно именно к нему, потомственному пермскому живописцу, удостоившемуся почётного звания академика «за отличные познания в живописи пейзажной», обратилось Общество Уральской горнозаводской железной дороги с предложением воспроизвести те места, по которым пройдёт первый в этих краях новый путь.
Так Пётр Петрович стал первым профессиональным автором, обратившимся к широкому отображению Урала в живописи. Здесь виды реки Чусовой, центр губернии — Пермь, Нижне-Тагильский, Верхне-Яйвинский города-заводы, деревни Подволочная, Шалгина, Кирпичная, «Вид реки Чусовой при пересечении мостом Уральской железной дороги» и другие. Серия составила около тридцати этюдов и законченных картин, которые были показаны на академической выставке в Петербурге. Многие работы этого цикла рассеялись по музеям, частным собраниям, отечественным и зарубежным.