«Во власти реакционных традиций»
В конце двадцатых годов в Академии наук СССР прошла грандиозная чистка.
Придя к власти, большевики разрушили многие прежние институты Российской империи. Новая власть смело создавала практически с нуля систему финансов, криминалистики и военного дела. Но Ленин и его соратники долго не решались с такой же бесцеремонностью вмешиваться в дела академического сообщества.
Островок автономии
В Академии наук сохранялась невероятная автономия и демократия. В начале 1920-х годов там проводились честные выборы и никто не собирался приглашать на заседания полномочных комиссаров, а уж тем более спрашивать инструкций у Совнаркома. Отчасти этому способствовало и то, что с 1918 года большевистское правительство находилось в Москве, а почти все академики продолжали жить и трудиться в Петрограде.
Сообщество свободных и самостоятельных людей, интеллектуалов, привыкших жить по собственному уставу, очень нервировало политбюро. И в 1926 году под председательством Иосифа Сталина прошло заседание, на котором создали Комиссию по взаимодействию с Академией наук. Вместо «ненужного теоретизирования» академики должны были заниматься «практическим применением научных достижений в культурно-экономическом строительстве». А вскоре большевики решили, что пора переписать устав Академии.