«В славную пристань вошли мы»
Одиссей начал свой путь из-под Трои не один: с ним было 12 кораблей его соплеменников. Впрочем, согласно Гомеру, никому, кроме самого царя Итаки, не было суждено увидеть родные берега. Почти все его спутники погибли в землях лестригонов: свирепые великаны разорвали их на части. Что же лежит в основе этой легенды? Ответ на этот вопрос ищет экипаж яхты «Ойкумена», который продолжает своё путешествие по стопам Одиссея.
Запад или восток?
Один из основных принципов, которому мы следуем, реконструируя маршрут Одиссея, таков: мы доверяем географическим указаниям Гомера. Если в поэме герой движется на север, мы не можем взять и отправить его на юг. Если же попутный ветер дует с запада на восток, значит, и корабль идёт примерно этим курсом.
Увы, далеко не всегда слепой аэд даёт нам такие однозначные указания, но их достаточно, чтобы быть уверенным: большая часть приключений Одиссея проходила на западе от Итаки. Дважды об этом говорит Гомер. Впервые — когда Эол, повелитель ветров, заключает все ветры в кожаный мешок. На свободе остаётся только Зефир, который с запада на восток несёт корабль Одиссея к Итаке. Во второй раз — в самом конце плавания, когда нимфа Калипсо велит Одиссею двигаться ночами, держа курс на Плеяды и оставляя Большую Медведицу по левую руку. Любой астроном подтвердит, что и сегодня, как и три тысячи лет назад, это значит, что надо двигаться на восток.
Итак, мы уверены, что Одиссей был на западе от Итаки. До того как оказаться у Калипсо, он проходил пролив, где живут страшные чудовища — Сцилла и Харибда. Древние и современные авторы, а также здравый смысл, подсказывают: этим местом, где трижды в день возникают водовороты, может быть только Мессинский пролив, отделяющий Сицилию от материковой Италии. Проверять эту гипотезу мы будем чуть позже, но заранее можем утверждать: Одиссей проходил пролив с севера на юг. А это значит, что он каким-то образом оказался севернее Сицилии.
Стоит признаться, это наиболее сложный момент для объяснения реконструкции пути Одиссея. Получается, что после того, как герой оказался в царстве Эола (на Мальте, см. прошлый номер), после неудачной попытки вернуться домой на Итаку, царь внезапно решил идти не на восток, к себе домой, а на северо-запад — вокруг Сицилии. Как это объяснить?
Зевс выпустил двух орлов — с востока и запада, чтобы найти середину мира. Они встретились над Дельфами. С тех пор это место считалось пупом земли — омфалосом, где небо, земля и подземный мир сходятся в одну точку.
Река Океан
Как представляли греки времён Одиссея (XII век до н. э.) и времён Гомера (VIII век до н. э.) карту мира? Центр — это Дельфы, где встретились орлы Зевса, которых он выпустил с разных сторон ойкумены. Восток ограничивался Левантом, а запад — Сицилией и Сардинией. Земля, по мнению греков, была плоской, а вокруг неё текла река Океан. Гелиос, бог солнца, каждый день летел по небу, приземлялся на западе и за ночь по реке Океан оплывал весь мир, чтобы утром снова оказаться на востоке.
То есть Океан — это такой телепорт, позволяющий быстро обогнуть весь мир. И этим телепортом пользовались мифические герои древности, жившие ещё до Одиссея. Ясон возвращался из Колхиды по реке Океан — из Грузии он попал в Адриатику. Геракл перемещался по всей ойкумене, используя всё тот же Океан.
