В плену каналомании
Среди всех способов быстрого обогащения один из самых необычных придумали инвесторы Англии в конце XVIII века, когда начался бум строительства каналов.
С середины XVIII века экономика Англии находилась на подъёме. Ежегодно строились десятки новых фабрик и заводов. Соответственно, резко вырос спрос на услуги по вывозу сырья и готовой продукции. При этом внутри страны ключевыми транспортными артериями по доставке тяжёлых грузов оставались реки. Но были две серьёзные проблемы: во-первых, реки далеко не всегда соединяли места добычи руды с промышленными центрами и портовыми городами, а во-вторых, за перевозку грузов по рекам требовалось платить специальный налог.
Смелое решение придумал Фрэнсис Эгертон, герцог Бриджуотерский. Ему принадлежали угольные шахты в местечке Уорсли. На это сырьё имелся растущий спрос в расположенном неподалёку Манчестере. И в 1759 году предприимчивый аристократ начал строительство канала почти параллельно руслу реки Эруэлл. Через два года работы были закончены и началось активное движение тяжело груженных транспортных барж по новой водной магистрали.
Коммерческий успех предприятия превзошёл все ожидания. Себестоимость перевозок настолько снизилась, что герцог получил возможность продавать уголь со своих шахт вдвое ниже прежней цены. Конкуренты были вынуждены уйти с рынка, а состояние Фрэнсиса Эгертона стало стремительно увеличиваться.