Уходящая натура
В некоторых музеях их заменили видеокамеры и вооружённые охранники с военной выправкой, а в Эрмитаже заботливо сохраняют должности музейных смотрителей. О своей работе рассказывает смотритель с 10-летним стажем Наталья Моисеевна Коржицкая.
Считается, что смотритель — самая спокойная музейная должность. Целый день сидишь и... ничего не делаешь. За что отвечает музейный смотритель?
— Во-первых, за сохранность экспонатов. Потом за чистоту — утром мы делаем уборку. Уборщицы убирают полы, а мы — стены и там, где есть, постаменты. Если ты на лестнице — то решётки. Подоконники протираем. В общем, поверхностную уборку. Мы смотрим за порядком. Дети! Большое количество детей!
— Ругаете их, если что не так?
— Боже упаси! Детям мы не имеем права делать замечания, только родителям. Просто просим, чтобы родители взяли ребёнка за руку.
— Что ещё бывает? Какие неожиданности?
— У нас довольно душно летом бывает. Часто люди падают в обморок. Бывают эпилептические припадки. Звоним в службу безопасности. И у нас есть хорошие медсёстры. Зовём их, они приходят. Потом — потерявшиеся детки. Или оставленные бесхозные пакеты. Сразу звоним в службу безопасности. Приходят собачки, приходит полиция, теперь — Национальная гвардия. Кроме всего прочего, объясняешь дорогу, как куда пройти, — это тоже входит в наши обязанности... Сразу всего и не упомнишь! Отвечаем на вопросы. Часто спрашивают Айвазовского, «Мону Лизу»! Объясняю, что это не у нас!
— И так полный рабочий день... Устаёте?
— Очень! Целый день на ногах. И всё время с людьми. Огромное количество туристов, иностранных гостей! Очень много китайцев. День у нас довольно напряжённый, особенно летом, когда каникулы у наших детей, соотечественников и студентов! Очень многие посетители, более всего китайцы, хотят дотронуться до картины, провести рукой либо пальцем, либо головой, либо плечом коснуться!