Свечи из Фонтенбло
Вы наверняка помните начало фильма «Ватерлоо». Грозные маршалы, стуча каблуками, стремительно идут через анфиладу дворца Фонтенбло. Холодея от въевшегося в мозг почтения к императору, они требуют от Наполеона немедленно отречься.
Шедевр Сергея Бондарчука помимо своих художественных качеств очень точен в исторических и военных деталях. Однако отречение Наполеона намеренно приурочено в нём к прощанию со Старой гвардией и отъезду императора на Эльбу, то есть к 20 апреля 1814 года, что и написано в титрах. Это абсолютно оправданно, иначе всё бы расползлось, потеряло напряжение, и мы бы с вами не сидели, открывши рот и затаив дыхание, боясь пропустить хоть мгновение из великолепной игры Рода Стайгера — Наполеона Бонапарта.
В скучной действительности события растянулись на три недели. В конце марта пруссаки, австрийцы и русские пошли на штурм осаждённого Парижа. Стало ясно, что столицу надо сдавать, иначе, как заявил наш император Александр, город будет «не узнать». 31 числа французские войска капитулируют, союзники входят в Париж, Александр Павлович — во главе колонны.
Наполеон, сидевший с частью войск в Фонтенбло, всё ещё полагает, что можно совершить манёвр (вероятно, даже вспоминая покойного Кутузова) и, отступив, пополнив армию, устроить союзникам «Березину». Но 3 апреля приходят маршалы. После бурного, но недолгого сопротивления император отрекается в пользу трёхлетнего сына.