Суда на один рейс
Начало сентября 2019 года в Архангельске ознаменовано большим событием — открытием выставки «Студёное море — северные рубежи: история обороны Русского Севера», которая стала частью большого межмузейного проекта «Освоение Севера: тысяча лет успеха» компании «Норильский никель».
Специфика всех сюжетов — тысячелетней истории освоения Русского Севера — связана, конечно, с водными пространствами, отсюда и «Студёное море», одно из древнерусских названий Белого моря и всего Северного Ледовитого океана. Поэтому мы начинаем свой рассказ с раннего Средневековья, и сквозной линией экспозиции проходит тема мореплавания, судоходства, частного и государственного судостроения — от поморского коча до атомной подводной лодки.
Один из экспонатов раздела, посвящённого Второй мировой войне, — модель транспорта «Либерти», рассказывающая о неоценимом вкладе судов этого класса в победу над фашизмом. «Либерти» стал наиболее массовым военным транспортом, входящим в арктические конвои. Здесь, на Севере, их по-дружески называли «Либретки», но в истории они остались как «одноразовые суда» или «суда на один рейс».
В музее модель появилась не просто так. Дело в том, что в перестроечное время история обороны от фашизма стала основой сотрудничества и дружеских отношений между Большим Портлендом штата Мэн, США, где находилась Строительная корпорация Новой Англии, и Архангельском. Во время Второй мировой войны корпорация производила суда типа «Либерти», которые прошли семь морей, Баренцево в том числе, со стратегическим грузом для Красной армии.