С Ордой и молитвой

В огне монгольских погромов погибли многие клирики, включая высших церковных сановников. Среди них: епископы Рязанский, Переяславский и Владимирский, игумены владимирских монастырей, возглавлявшие оборону своих вотчин. Впрочем, уже совсем скоро православная церковь установила с Ордой собственные, довольно прочные отношения.
На первых порах завоеватели не сильно интересовались духовными делами на подчинённых землях. Восточным властителям русских земель прежде всего требовались деньги и солдаты для новых походов. Внутренние дела отдавались на откуп местным князьям, от которых была нужна лишь покорность. Религиозная же сфера регулировалась на основе «Великой Ясы» Чингисхана — свода законов, своеобразной «дорожной карте» для подчинённых земель. Монголы-язычники не вмешивались в церковные дела присоединённых территорий. Напротив — завоеватели даровали им особый статус. Православные клирики освобождались от даннических обязательств, и им гарантировалась неприкосновенность. Эти условия взаимодействия закреплялись в специальных ярлыках. Взамен священнослужители должны были быть лояльными по отношению к завоевателям. На внутренний распорядок жизни церкви, как и на отношения клириков с князьями, монголы не покушались.

Вплоть до первой половины XIV века русские священнослужители активно использовали этот статус для восстановления подорванного материального положения. Довольно скоро митрополиты смогли не только преодолеть последствия нашествия, но и приумножить свои материальные силы. Церковь стала самым богатым земельным владельцем на территории русских княжеств. Высокопоставленные клирики, в условиях раздробленности и борьбы разных центров за доминирующее положение, выполняли посреднические