Рисунки на молочном стекле
В Государственном Эрмитаже хранятся уникальные пласты, выполненные в редкой смешанной технике — рисунок графитным карандашом по матированному молочному стеклу.
До начала комплексного изучения материал этих произведений определялся в описных книгах музея как фарфор или бисквит (неглазурованный фарфор), а техника исполнения и авторство рисунков обозначены не были. Исследование экспонатов под микроскопом и проведение рентгенофлюоресцентного анализа подтвердили предположение о том, что материалом изделий является матированное молочное стекло, а рисунки выполнены графитным карандашом.
Несмотря на значительные загрязнения, на 11 предметах удалось прочитать сделанные от руки подписи, которые оказались факсимильными подписями великих княжон, дочерей великого князя Павла Петровича и его супруги Марии Федоровны — Александры, Елены, Марии, Екатерины. Сами произведения представляют собой ученические штудии, выполненные августейшими детьми. Сопоставление изображений и подписей с известными великокняжескими карандашными рисунками показало стилистическое сходство творческих манер исполнителей и графологическое соответствие почерков.
Известно, что императрица Екатерина II с раннего детства приобщала своих внуков к освоению на практике «изящных искусств» и ремесел. Им, помимо истории, естественных наук и иностранных языков, преподавались уроки музыки и изобразительного искусства. Рисованию великих княжон учил петербургский живописец, преподаватель Академии художеств, академик Иван Акимович Акимов.