«Правый» Сталин
100 лет назад, 31 декабря 1925 года завершил свою работу XIV съезд партии. Вдохновлённые делегаты вернулись из Москвы с новым названием ленинского детища: ВКП(б).
Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков) — так теперь стала называться организация её почившего создателя, чьё забальзамированное тело соратники вождя выставили в центре советской столицы для ритуального поклонения. «Ленин умер, но дело его живёт» — такую идею попытался выразить в архитектуре Мавзолея создатель усыпальницы, бывший действительный член Императорской Академии художеств Алексей Щусев. Он чувствовал подлинный смысл творческого задания. От настоящего большевика требовалась не просто высокая идейность, но и горячая вера в светлое будущее, создававшая почти религиозное состояние духа. Мавзолей его наглядно символизировал.
Однако на практике дело бессмертного вождя спотыкалось на каждом шагу.
При введении курса новой экономической политики в 1921 году Ленин страстно хотел, чтобы партия «была вылита из одного куска». Именно Владимир Ильич поставил достижение принудительного единомыслия в качестве стратегической цели Центрального комитета (ЦК), но не успел достичь запланированного. На практике «думающую партию», как называл её член Политбюро ЦК и наркомвоенмор Лев Троцкий, сотрясали распри и склоки. Члены Политбюро боролись за власть, обвиняя друг друга в смертных грехах. Партия колебалась вместе с собственной генеральной линией. Беспрестанно множились враги и оппортунисты, а при нехватке очередных жертв для коллективной травли их умело создавали. Поэтому на XIV съезде коммунисты узнали о существовании в своих рядах очередной — новой — оппозиции, противостоявшей ленинскому ЦК.
Предчувствие гражданской войны
Более четырёх пятых населения СССР составляли крестьяне. В советской деревне господствовала индивидуальная обработка земли, объявленной большевиками в 1919 году единым государственным фондом и предоставлявшейся хлеборобам лишь в пользование. Ленинцы считали себя верными учениками Карла Маркса, а классик, выступая обличителем «идиотизма деревенской жизни», так описывал её перспективы после победы пролетарской революции: «Возделывание земли будет вестись под контролем нации». Но хлеборобы, желавшие спокойного труда и свободной торговли, не хотели никакого контроля и тем более «коллективного ковыряния в земле», о чём писал один из современников. В конце нэпа в СССР существовало более 25,4 млн крестьянских хозяйств. Из них более 24,4 млн считались единоличными и лишь более 1 млн (4,1 %) — коллективными в той или иной форме.
Производительный труд и рост благосостояния за предыдущие годы стимулировали предпринимательство, накопление и развитие сельской кооперации. Деревня быстро восстанавливалась после лихолетья «военного коммунизма» с драконовскими комбедами и жестокой продразвёрсткой, почувствовала себя самодостаточной. Знаменитый бухаринский лозунг 1925 года «Обогащайтесь!» вполне соответствовал чаяниям не только зажиточных домохозяев, но и трудолюбивых середняков, составлявших деревенское большинство. Генеральный секретарь ЦК Иосиф Сталин, который в тот момент плёлся в хвосте за неформальным идеологом доктрины «правого коммунизма» в лице энергичного члена Политбюро Николая Бухарина, популяризировал его взгляды и предложения.
