Помпадур и помпадуры
Жанна-Антуанетта Пуассон, госпожа Ленорман Этиоль и герцогиня де Менар — всё это имена одной и той же особы, более известной как маркиза де Помпадур, с которой связана целая эпоха вкуса и роскоши, причём не только во Франции, но и далеко за её пределами.
Жанна-Антуанетта родилась в семье ничем не примечательного торговца Франсуа Пуассона и известной красавицы Луизы-Мадлен де ла Мотт, но настоящим отцом девочки считался возлюбленный её матери, богатый сборщик налогов Ленорман де Турнэм. Именно он воспитал девицу Пуассон в самых лучших правилах, наняв ей отменных учителей, заставив читать и начав рано выводить её в свет.
Девочка считалась смышленой не по годам, к тому же миленькой. Так что уже в возрасте девяти лет ей прочили быть метрессой какой-либо знатной персоны. Стоило ей немного подрасти, и персоны эти стали роем виться вокруг неё. Опекун на всякий случай выдал 19-летнюю Жанну за своего племянника Шарля д’Этиоля, обеспечив молодых поместьем и стабильным доходом. В браке родились двое детей, впрочем, мальчик скончался вскоре после рождения, а девочка — в возрасте 10 лет, когда её маменька уже прочно обосновалась в сердце короля Франции.
Спокойная семейная жизнь никак не устраивала амбициозную госпожу д’Этиоль. Прямо как в сказке Шарля Перро, 23-летняя красавица повстречалась в лесу с охотничьим выездом во главе с Людовиком XV. Король не замедлил пригласить случайную знакомую на ближайший бал-маскарад в Версале, на который она явилась в костюме Дианы-охотницы. Так мадам д’Этиоль проникла сначала в спальню короля, а затем и в его сердце, превратившись вскоре, по названию подаренного ей замка, во всесильную маркизу де Помпадур, первую женщину Франции, оставившую далеко позади саму королеву.