Почитать. ТОП-10
1Две жизни. Воспоминания театрального фотографа
Нина Аловерт
Франкфурт/Майн: Esterum Publishing, 2024. — 520 с.
«…Следующая картина: мы как-то втискиваемся в поезд с беженцами (мама потом говорила, что это был чуть ли не последний поезд, ушедший из Киева). При бегает тётя Маша и через окно протягивает мне моего мишку-муфточку… Тётя Маша специально приехала из Ирпеня в Киев, чтобы отдать мне брошенную впопыхах любимую игрушку. После войны… мама разы скала тётю Машу, и мы пошли её навестить. Она жила у своих родственников, спала на сундучке. Увидев нас, заплакала, открыла сундук и вынула мою кукольную посуду и целлулоидного мишку. Оказывается, когда немцы вошли в Ирпень, она закопала оставленные мной игрушки в землю. Уезжая в Киев, откопала и привезла с собой, надеясь отдать». Воспоминания Нины Аловерт — хроника целого века сквозь призму собственной судьбы, калейдоскоп имён и событий: история семьи, родители в лагерях и ссылках, война, школа, университет, увлечение театром, работа в ленинградском Театре комедии Николая Акимова, первые фотографии.
2«Мемориал». Отнятый дом
Борис Беленкин
Братислава: Vidim books, 2024. — 304 c.
«“Мемориал” — это память о прошлом, обращённая в будущее. “Мемориал” — это сочетание разных проектов, которые, как ручейки, сливаются в одно широкое русло. “Мемориал” — это права человека, это наблюдение за их соблюдением и нарушениями. Права человека нарушались в России всегда, но в особенности в ХХ и ХХI веках. А значит, “Мемориал” — это и история нарушений прав человека… “Мемориал” — это пространство, кото рое имеет свою историю и своё назначение, оно открыто для всех, это — открытый Дом… Большая часть того, о чём буду рассказывать, — именно об этом». Борис Беленкин пришёл работать в «Мемориал» в 35 лет. Рассказ о жизни до этого времени (учёба, формирование убеждений, диссиденты 70–80х, поиск неподцензурной литературы и распространение запрещённых книг) предваряет главную часть книги — формирование фондов и деятельность библиотеки «Мемориала».