Почитать. Топ-10
1Музыкальная история средневековой Европы. Девять лекций о рукописях, жанрах, именах и инструментах
Данил Рябчиков
М.: РИПОЛ классик. — 267 с.
«Рубежом X и XI веков датируется первая альба (буквально — «утренняя песнь»). Жанр, который получит дальнейшее развитие в творчестве трубадуров. Самый ранний из дошедших до нас образцов этого жанра — Phebei claro — написан на двух языках: средневековой латыни и староокситанском…
Хоть Феба ясный луч ещё не явлен,
Лишь первый шлёт Аврора свой привет,
А стража будит спящих: «Эй, вставайте!»
И золотит рассвет морские волны,
И солнце вызывает и уходит.
Стража! Смотри, тьма переходит в свет.
Проснулись наши тайные враги,
Чтобы ловить и медленных, и быстрых, —
И стражи крик предупреждает: «Эй, вставайте!»
Несётся ветер северный с Артура,
Сияние меркнет звёзд на небесах,
Большой Медведицы повёрнут ковш к востоку.
И золотит рассвет морские волны,
И солнце вызывает и уходит.
Стража! Смотри, тьма переходит в свет.
Книга действительно рассказывает о жанрах и инструментах, но также и о многом другом. Чего стоит хотя бы открывающее книгу описание бедствий, обрушившихся на Европу в начале XIV столетия.
2Истории и легенды старого Петербурга
Анатолий Иванов
М.: Центрполиграф, 2019. — 575 с.
«В 1722 году Пётр назначил Павла Ивановича Ягужинского генерал-прокурором Сената… Ягужинский искренне стремился оправдать ожидания императора. Столкнувшись с целым морем злоупотреблений, в которых были замешаны высшие должностные лица, генералпрокурор всемерно пытался с ними бороться, хотя масштаб обрушившихся дел нередко превосходил его силы и возможности. Однако там, где речь шла о готовности противостоять грубому произволу, явно попирающему законы, Ягужинский неизменно оказывался на высоте положения, не боясь вступать в конфликт с самыми знатными и влиятельными людьми. Показателен случай с одним приказным, имевшим несчастье встать поперёк пути царице Прасковье Фёдоровне и самовольно подвергнутым ею мучительным пыткам в стенах Тайной канцелярии, куда она проникла обманным путем. Вызванный среди ночи Павел Иванович буквально вырвал полусгоревшего колодника из рук служителей обезумевшей от ярости царицы». Самые разные лица, события и реалии (от XVIII до начала XX столетия), самые разные истории (и хорошо, и не слишком хорошо известные) вошли в эту книгу.