Почитать. Топ-10
Рубрику ведёт Николай Александров
1Ванька Каин. Милорд Георг
Матвей Комаров
М.: Ладомир, Наука, 2019. — 440 с.
Бывший крепостной, «московский житель» Матвей Комаров сегодня известен, пожалуй, только любителям словесности восемнадцатого столетия, да, кстати, и о нём самом, о его жизни и судьбе сведений сохранилось на удивление мало. Между тем вплоть до начала ХХ века он оставался самым популярным (народным) писателем в России, его книги расходились, издавались и переиздавались тысячами экземпляров. В литпамятниковский том (разумеется, с послесловием, приложениями и комментариями) вошли два наиболее известных произведения Комарова. Во-первых, уголовно-авантюрно-документальный роман «Обстоятельное и верное описание добрых и злых дел российского разбойника и бывшего московского сыщика Ваньки Каина». Ванька Каин — историческое лицо, вор и разбойник, который затем донёс на своих подельников и стал доносителем Сыскного приказа, в конце концов был бит кнутом и сослан в Сибирь. Во-вторых — компилятивный, на многих источниках основанный роман «Повесть о приключении аглинского милорда Георга». Это тот самый «милорд глупый», которого несут с базара вместо Белинского и Гоголя крестьяне в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
2Единство непохожих. Искусство, объединившее Европу
Филипп Даверио
М.: Слово, 2020. — 496 с.
«История Старого континента сегодня в гораздо большей мере связана с его культурой, нежели с происходившими на нём войнами. В самом деле, связующим элементом между ними выступает их сложная культура, подверженная постоянной гибридизации, но при этом имеющая параллельные, переплетающиеся корни. В XVIII в. дворяне перемешивались между собой через браки, а затем бились друг с другом на полях сражений. В XIX в. буржуазия создавала и объединяла свои предприятия, прежде чем отправляться в окопы. Но и те и другие привыкли говорить и читать на нескольких языках, слушать одни и те же оркестры и платить за выступление одних и тех же артистов. Народы, разделённые армиями и политикой, были объединены культурой. Точки схождения культур в изобилии и с очевидностью обнаруживаются в крупных художественных собраниях». Эти «точки схождения» и выявляет итальянский критик и искусствовед Филипп Даверио, вовлекая читателя в путешествие по важнейшим музеям Европы и Нового света.