«Платье на нём самое простое, французского покрою…»
Рубрика, рассказывающая о богатой истории и уникальных фондах Государственного Эрмитажа, присутствует в «Дилетанте» уже много лет. В этом году Михаил Пиотровский посоветовал выйти за пределы основных зданий музея и посвятить рубрику «тайникам Эрмитажа», как выразился сам его директор. Так что на 12 месяцев переезжаем из центра Петербурга в исторический район Старая Деревня, где расположен Реставрационно-хранительский центр, или фондохранилище, Государственного Эрмитажа. И сразу же заглянем в гардероб Петра I.

Пошит в Немецкой
слободе, Москва,
в 1690-е годы
До 1705 года личные вещи Петра, включая костюмы и аксессуары, хранились в подмосковном селе Преображенском, затем их перевезли в Московский Кремль, а в 1712 году по приказу монарха его гардероб доставили в новую столицу России — Санкт-Петербург.
После смерти Петра I костюмы хранились в дубовых шкафах и сундуках дворцовых кладовых; одежду пересматривали, проветривали, пересыпали травами для защиты от моли. Несколько костюмов уже в 1732 году стали экспонатами знаменитой Кунсткамеры.
Согласно описи 1765 года, составленной Иваном Морсочниковым, камерцалмейстером Екатерины II, в казённых кладовых находились 576 предметов: 64 кафтана, 75 камзолов, 70 штанов, 10 плащей, 45 головных уборов, 41 пара обуви и так далее. Сегодня в Эрмитаже хранится около 280 предметов (в том числе лишь две пары обуви), но количество вещей, их разнообразие и сохранность по-прежнему достойны удивления.
Широко растиражированный образ Петра I, одетого в военный мундир или скромный костюм плотника, столь прочно утвердился в нашем сознании, что трудно представить себе Петра Алексеевича в эффектном, сшитом по моде парадном комплекте. Между тем костюмы и аксессуары его гардероба свидетельствуют о том, что монарх знал толк в модном платье.