Партийный формат, или Советский кежуал
В историю Никита Хрущёв вошёл как разоблачитель Сталина и автор «оттепели». Политика этого внешне невзрачного человека прямо отражалась в его костюмах. В сознании потомков три предмета определяют облик Хрущёва: вышиванка, башмак и шляпа...
Фотографии юного Никиты изображают молодого денди в чёрной бабочке на жёсткой фрачной груди. Портреты первого секретаря ЦК КПСС — полного дядьку в мешковатых штанах и рубахе с цветной вышивкой. После полувоенного френча Иосифа Сталина, Сергея Кирова и других советских руководителей манера одеваться Никиты Хрущёва воспринималась как «увольнение в запас» и одновременно как торжество личного вкуса этой, пусть неэлегантной, но яркой фигуры. Любовь к украинской рубахе была понятна: Хрущёв провёл на Украине детские и юношеские годы, в 1920–1940-е работал в Киевском окружном комитете партии, был первым секретарём ЦК КП(б)У. Сказывалось и влияние жены — Нины Кухарчук.
В 1950-е западники с энтузиазмом открывали для себя стиль кежуал с его практичностью, декоративностью и неформальностью. Хрущёв и тут ответил «кузькиной матерью», добавив к вышиванке свободные костюмы, часто светлых тонов, невзирая на время суток и года и, конечно, вопреки протоколу.