Операция «Преемник» по-римски
Октавиан стал зачинателем особой традиции — передачи власти заранее выбранному кандидату через усыновление. Эта система сохранялась около двух веков. Первым преемником стал Тиберий.

О необходимости выбрать себе преемника Октавиан задумался почти сразу после прихода к власти. Он часто болел. А значит, рисковал после очередного недомогания не только лишиться всех полномочий, но ещё и стать обвиняемым в узурпации власти. Соответственно, бразды правления (пусть и временно) надлежало оставлять не просто преданному человеку, но и авторитетному лидеру. Так начался процесс подготовки операции «Преемник», которая затянулась на несколько десятилетий.

преемник.
Тиберий в целом
сохранил систему
принципата:
видимость
республиканских
традиций и
жёсткое
единовластие.
Поначалу Октавиан, вероятно, видел преемником своего племянника (и одновременно зятя) Марка Клавдия Марцелла. Однако тот неожиданно умер в 23 году до н. э. Тогда принцепс сделал ставку на своего лучшего полководца Марка Випсания Агриппу. Но и этот потенциальный преемник не пережил Октавиана. В 12 году до н. э. Агриппа скоропостижно скончался. Тогда принцепс обратил взор на своих внуков от единственной дочери Юлии — Гая и Луция (которым лично подобрал