«Он никогда меня ни с кем не поссорил, а с многими примирил…»
Слова императора Николая I, сказанные о Бенкендорфе, многое объясняют в этой парадоксальной фигуре. Всесильный шеф жандармов и корреспондент Александра Пушкина, ловелас и храбрый вояка, доверенное лицо царя и герой столичных анекдотов… Потомки его страшились и презирали; современники, в том числе и политические противники, ему откровенно симпатизировали. Находясь на любых постах, он оставался человеком. Притом весьма неплохим.
Константин Александр Карл Вильгельм Кристоф Бенкендорф, он же Александр Христофорович, принадлежал по отцу к остзейским немцам. Его родители в молодые годы входили в так называемый малый двор наследника престола Павла Петровича и его супруги Марии Фёдоровны и сопровождали великокняжескую чету в их путешествии по Европе. Мать Бенкендорфа, подруга детства Марии Фёдоровны, была урождённой баронессой Шиллинг и приходилась родной тёткой знаменитому востоковеду, дипломату, криптографу, изобретателю электрического телеграфа и подводных мин Павлу Шиллингу. Интимная дружба императрицы и баронессы сыграла немалую роль в судьбе младших Бенкендорфов. Даже в своём завещании скончавшаяся в 1828 году Мария Фёдоровна препоручала сыну — императору Николаю — попечение об уже взрослых детях своей подруги…
Путешественник
Получив образование в небольшом пансионе в Германии, по воле императрицы Александр Бенкендорф был определён в петербургский иезуитский пансион аббата Николя, где в возрасте 13 лет он участвовал в самой настоящей дуэли. По окончании учёбы начал военную и придворную карьеру в должности флигель-адъютанта императора Павла. При этом от души приветствовал переворот 1801 года.
При молодом императоре молодой офицер лейб-гвардии Семёновского полка был отправлен в секретную экспедицию генерала Георга (Егора) Спренгтпортена по европейской и азиатской частям империи, побывал таким образом на берегах Ледовитого океана и на Байкале, в Крыму и в Кяхте и даже на Ионических островах, находившихся под протекторатом России и охранявшихся русским гарнизоном. В числе итогов примечательного путешествия были поданные императору записки о необходимости автономии Финляндии в составе Российской империи и воссоздания Царства Польского, а также цикл этнографических зарисовок художника Емельяна Корнеева, впоследствии широко разошедшихся по миру.
В самый разгар экспедиции непоседливый Бенкендорф отпросился на время на Кавказ, где принял участие в походе на Гянджинское ханство и завоевал свои первые награды. На острове Корфу Бенкендорф получил разрешение оставить экспедицию и поступить в русский корпус генерала Романа Анрепа. Здесь для предстоящих боёв с французами сформировал и обучил так называемый Албанский легион из местных жителей. Параллельно молодой офицер закрутил громкий роман с одной из местных красавиц и в итоге был выслан в Петербург.
Второй Дон Жуан
По свидетельству современников, именно женщины составляли главный его интерес с юных лет и до последних дней.
Будучи адъютантом генерала Петра Толстого, назначенного послом в Париж, Бенкендорф занял должность секретаря русского посольства и, забросив дела и понаделав долгов, развернулся вовсю. Возраст, статус и семейное положение не имели значения. Пассиями его становились светские замужние дамы, актрисы и даже особы, торговавшие любовью. Внимание его привлекла знаменитая трагическая актриса мадемуазель Жорж, по совместительству любовница Наполеона, и он… похитил её, организовав контракт с Императорскими театрами в Петербурге. Череда скандальных романов продолжалась и на родине, вызывая ревность соперников и гнев при дворе, что заметно тормозило карьеру офицера.
Любовные авантюры Бенкендорфа прерывались лишь на время военных действий. Официальная женитьба по страстной любви на вдове героя 1812 года на время остановила ловеласа, но потом он возобновил свои бесконечные интрижки. Последним увлечением 58-летнего Бенкендорфа стала красавица баронесса Амалия Крюденер, та самая, которая вскружила голову Фёдору Тютчеву и ещё не одному десятку мужчин. Современники уверяли, что Крюденерша просто использовала своего поклонника, пользуясь его деньгами и влиянием…