Носики-курносики
Для атрибуции портретов наряду с историко-предметным методом необходимо комплексно применять все другие методы их изучения. В своих статьях я не раз критиковал ошибки, допущенные при попытках только по внешнему сходству «узнать» в персонаже картины того или иного человека. Но в сочетании с прочими знаниями иконографическое сравнение помогает найти правильный ответ.
В 1958 году при создании в Москве Государственного музея А. С. Пушкина в его собрание из Московского областного краеведческого музея передали акварельный портрет неизвестного гусара. На обороте имеется старая надпись карандашом: «Принадлежит графу Алексею Бобринскому / 1 Марта 1826». Кроме того, на листе ватмана был обнаружен водяной знак знаменитой английской фабрики Turkey Mill с датой производства — 1824 год. Таким образом, акварель относится к 1824–1826 годам, причём, учитывая сроки доставки бумаги из Англии в Россию, ближе к последней дате.
Портрет выполнен виртуозно и сразу выдаёт кисть самого известного русского акварелиста Петра Фёдоровича Соколова. Он был очень популярен и, в отличие от многих своих коллег, настолько обеспечен заказами, что даже выстроил в Петербурге собственный двухэтажный дом. Портрет Соколова являлся обязательным подарком богатого столичного жениха невесте наряду с бриллиантами и дорогими шалями. Именно Соколов своим трудом и талантом заставил Академию художеств признать акварельный портрет самостоятельным жанром и первый в 1839 году получил за него звание академика. Версия об авторстве Соколова полностью подтвердилась, когда в одном из московских частных собраний обнаружился аналогичный портрет гусара с подписью художника.
Красный ментик, богато расшитый золотыми шнурами, указывает, что перед нами офицер самого роскошного лейб-гвардии Гусарского полка, служить в котором могли себе позволить лишь очень состоятельные дворяне. На шее у верхней пуговицы ментика видны два ордена, в том числе хорошо узнаваемый голубой крест прусского ордена «За заслуги» (Pour le Mérite). Второй же крест может быть знаком российского ордена Святого Владимира III степени или Святой Анны II степени (знаменитой «Анны на шее»).
В 1979 году мистификатор Александр Горшман, почитавшийся тогда авторитетным специалистом, взялся «с почти полной уверенностью утверждать», что на акварели изображён ротмистр Владимир Иванович Юшков — будущий опекун Льва Толстого, женатый на его тётке графине Пелагее Ильиничне Толстой. Для столь сенсационного открытия Горшман в свойственной ему манере подтасовал факты, наплодил выдумки и смешал вместе биографии сразу двух лейб-гусар Юшковых, присвоив Владимиру ордена и подвиги его брата Иосифа (Осипа). При этом оба брата покинули гвардию задолго до 1824 года. Да и внешне Владимир Юшков не имел ничего общего с курносым гусаром — на всех портретах он показан с массивным носом и острым подбородком, о чём я уже писал в мартовском номере «Дилетанта».
В 2003 году при подготовке в Москве большой программной выставки «Современники А. С. Пушкина в портретах П. Ф. Соколова» версия Горшмана была мной опровергнута, и в каталог выставки акварель вошла как портрет неизвестного лейб-гусара. Через восемь лет, когда в Государственном музее А. С. Пушкина проходила выставка портретов неизвестных, возникла версия, что на акварели изображён граф Пётр Фёдорович Буксгевден. Он считается кузеном владельца портрета графа Алексея Алексеевича Бобринского. Как известно, его отец Алексей Григорьевич Бобринский был внебрачным сыном Екатерины II и светлейшего князя Григория Орлова. Вроде бы сиятельный фаворит являлся также отцом матери Петра Буксгевдена. В 1825–1826 годах граф служил полковником в лейб-гвардии Гусарском полку и имел «Анну на шее» и прусский орден «За заслуги». Казалось бы, всё сходится.