Почему какой-то сельской гадалкой занимался Разрядный приказ?

ДилетантИстория

Непростая бабушка

На Руси ворожили всегда — что в языческие времена, что в христианские. Церковь ворожбы не одобряла; уличённых по мелочи наказывала своими силами, а для дел масштабных прибегала, как это делали и в Европе, к помощи светских властей.

Алексей Кузнецов

Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате. Андрей Рябушкин, 1893 год

В хранилище Российского государственного архива древних актов в фондах Разрядного приказа XVII века находится документ, представляющий собой подробную «выжимку» из следственного и судебного дела первой половины столетия. «Дело сыскное про ворожейку бабу Дарьицу Суздальского уезду села Володядина, тут же о ссылке в Козлов сотника Прокофья Носова» — уже само название ставит перед пытливым читателем вопросы. Один из них: почему какой-то сельской гадалкой занимается Разрядный приказ, учреждение, казалось бы, солидное и от подобных тёмных материй далёкое?

Разрядный приказ — одно из важнейших учреждений в системе органов отраслевого управления допетровской эпохи. Ведал военными кадрами, назначением на должности, комплектованием войск, а также руководил постройкой крепостей и обороной границ.

Фасад Российского государственного архива древних актов. Москва, 2018 год

За правдой — в Володятино

Начиналось всё, как и положено, с доноса. Причём, как это случается, доносчик метил совсем в другую цель. Некий крестьянин Симонка Тарасов (Семён Тарасович на нынешний манер) из села Орудьева, по сей день находящегося в Дмитровском районе Московской области, километрах в семидесяти к северу от столицы, сообщал, что в прошлом, 7155-м году (от сотворения мира; на наш же счёт — в 1647-м) у него из избы украли некое имущество. И тогда, отчаявшись добиться правды другим способом, Симонка, прихватив в качестве свидетелей двух односельчан, отправился за тридевять земель (порядка двухсот вёрст) на юго-восток нынешней Ивановской области в село Володятино тогдашнего Суздальского уезда. Там, как ему было известно, проживала знаменитая ворожея баба Дарьица (уменьшительное от Дарьи), искусная в отыскивании пропажи.

Разрядная книга. XVII век

Бабушка (судя по документам розыска, ей было не менее семидесяти лет от роду) «разводила», то есть гадала, на соли. Позже на следствии она сама описывала технологию так: «А будет о краже хто загадывать, ей по тому ж явлетца на соли, кабы человек с угорьися [как угорелый. — Авт.] бежит, и признаками хто каков украл, а другой за ним гонит». Признаки в данном случае определились вполне достаточные для опознания вора — это был сосед, у которого недавно «жена бегала» (убегала из дому). Ворожея также привела некоторые приметы его внешности. Сомнений не оставалось: то был некий Ермолка Лазорев, Ермолай Лазаревич по-нынешнему. На него-то жалобщик и просил сыскать управу.

Из «слёзницы» не вполне ясно, куда именно Симонка обратился попервоначалу. Суда как отдельной ветви власти в те времена на Руси не было; разбор дел вёл тот административный орган, «чьи были люди». Поскольку Орудьево было монастырской деревней, вероятно, что пострадавший искал заступничества в Монастырском или одном из патриарших приказов. Однако бюрократы всех времён и народов невероятно искусны в отфутболивании дел, не сулящих лично им ничего, кроме хлопот. Вероятно, усмотрев опытным глазом в ходатайстве признаки преступления более опасного, чем простая кража, а именно: ворожбы, опытные дьяки под предлогом того, что Володятино — дворцовое, то есть находящееся в личной царской собственности село, перенаправили бумагу в Большой Дворцовый приказ. Соблазнительно домыслить, что, получив жалобу, кто-то из дьяков-«старожилов» этого ведомства произнёс растерянно: «Опа! Нашлась бабка…»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении