Настоящий Чаадаев

Моя статья «Фальшивый Чаадаев» в августовском номере «Дилетанта» вызвала, судя по откликам, большой интерес у читателей. Но многие из них спрашивали — какой же на самом деле была ранняя биография философа Чаадаева без выдумок и мистификаций? Собранные мной архивные документы позволяют ответить на многие вопросы.
Разночтения начинаются уже с датой рождения мыслителя. Ещё в 1903 году специально изучивший данный вопрос Василий Чистяков отмечал: «В литературе относительно этого существует любопытное явление. Так, все биографы, с одной стороны, согласны, что П. Я. Чаадаев родился 27-го мая, но какого года? — ни один из них не даёт тождественного ответа». Сам Чистяков на основе найденной им метрической записи о смерти философа 14 апреля 1856 года в возрасте 62 лет считал годом его рождения 1793-й. Но довольно известно, что старший брат Чаадаева Михаил Яковлевич родился 24 октября 1792 года. Таким образом, правильной всё-таки является общепринятая дата — 27 мая 1794 года.
Биография отца философа, отставного полковника Якова Петровича Чаадаева, тоже везде приводится неверно. Борис Тарасов, автор монографии «Чаадаев», вышедшей в серии «ЖЗЛ» в 1986 году, утверждал, что он «в составе лейб-гвардии Семёновского полка участвовал в Шведской кампании и получил Георгиевский крест». На самом деле Яков Чаадаев вышел в отставку в 1773 году, за 15 лет до войны со Швецией, и, конечно, георгиевским кавалером не был.
Архивные документы позволили, наконец, точно установить, когда юный Чаадаев поступил в Московский университет. Считалось, что вместе с братом Михаилом он был зачислен студентом летом 1808 года. При этом везде ссылаются на напечатанную в газете «Московские ведомости» 4 июля 1808 года статью о торжественном собрании Московского университета 30 июня. К ней приложен список принятых новых студентов, в котором значатся братья Чаадаевы. Однако в 1826 году на допросе по делу декабристов Пётр Яковлевич показал, что в университете познакомился с видным заговорщиком Николаем Тургеневым. А он оставил учёбу ещё в мае 1808 года!
Это противоречие разъяснил найденный мной в Российском государственном военно-историческом архиве аттестат, выданный старшему брату Михаилу Чаадаеву после завершения обучения 31 мая 1811 года. В нём точно указано, что он, а значит, и его младший брат Пётр, поступил в университет 9 марта 1808 года. Список же, напечатанный в газете 4 июля, просто перечислял всех студентов, принятых ранее в течение года. Поздние же исследователи по ошибке сочли его распорядительным актом о зачислении студентов.

Вместе с тем по архивным документам выяснилось, что, в отличие от старшего брата, Пётр обучение забросил и университет так и не окончил. К началу 1811 года помыслами юноши уже овладевала военная служба. Его дядя и опекун князь Дмитрий Михайлович Щербатов 30 марта 1811 года определил своего сына Ивана подпрапорщиком в лейб-гвардии Семёновский полк. Пётр хотел тогда же ехать в Петербург вместе с кузеном, но ему пришлось задержаться в Москве почти на год. Лишь в феврале 1812 года братья Чаадаевы смогли добраться в столицу и подали прошения о зачислении в гвардию. Их оригиналы тоже сохранились в архиве.