Линия Маннергейма
Сразу после приобретения независимости Финляндия начала строить на Карельском перешейке оборонительные сооружения, которые должны были сдержать советские войска в случае нападения. В Зимнюю войну именно во время штурма линии Маннергейма проходили наиболее ожесточённые бои.
1918 год
По приказу Карла Маннергейма разрабатывается первый план обороны Карельского перешейка
Октябрь 1918
Финляндское правительство выделяет на строительство 300 000 финских марок
Октябрь 1919 года
Разработан второй план строительства линии, которым руководил Оскар Энкель
1920–1924 годы
Построено 17 узлов, в которые вошли 168 бетонных сооружений
1924 год
Генерал Энкель уволен в отставку, финансирование строительства остановилось
1932 год
Возобновление строительных работ
1938–1939 годы
По инициативе Карла Маннергейма начато строительство «миллионных» долговременных огневых точек (дот)
30 ноября 1939 года
Начало Советско-финской войны
Декабрь 1939 года
Первая попытка штурма линии Красной армией. Закончилась неудачей
11 февраля 1940 года
Начало генерального наступления Красной армии на Карельском перешейке
12–13 февраля 1940 года
Контратаки финских войск
13 февраля 1940 года
123-я стрелковая дивизия прорвала линию Маннергейма
Август — сентябрь 1941 года
Финские войска занимают районы, по которым проходила линия Маннергейма
1941–1944 годы
Финская армия укрепляет линию Маннергейма
Июнь 1944 года
Красная армия прорывает линию в ходе Выборгской операции
Изначально система укреплений называлась «линией Энкеля» в честь финского генерала Оскара Карловича Энкеля. Именно он начал строительство сооружений на Карельском перешейке. В декабре 1939 года укрепрайон посетила группа иностранных журналистов. В беседе с ними финский сопровождающий назвал комплекс «линией Маннергейма». Так это название попало в газеты и с тех пор утвердилось как официальное.