«Конверт при вскрытии порван»
Как старый партийный деятель пытался шутить с Ежовым о работе НКВД.
Некоторые, на первый взгляд, незначительные документы иногда позволяют увидеть, как именно происходит слом важных гласных и негласных политических норм, а также переход из одного раздела эпохи в другой — с совершенно иными правилами. Обычно это становится заметным при обсуждении какого-то инцидента, в котором сталкиваются старые и новые представления о приличном и недопустимом. В некоторых случаях это сюжет комедии положений, в менее дружелюбные эпохи, не прощающие ошибок, — предзнаменование будущих трагедий.
Знаки такой трагедии можно обнаружить в краткой и в чём-то полушутливой записке, которую в апреле 1935 года направил в адрес Николая Ежова Иван Акулов.
Иван Акулов — старый большевик, сменивший в советские годы различные должности. В том числе возглавил в 1933 году не существовавшую до того времени общесоюзную Прокуратуру, а в 1931 году недолго занимал пост первого заместителя председателя ОГПУ. В 1935 году Акулов был членом Президиума ЦИК СССР (то есть формально входил в высшую государственную власть Советского Союза). Кроме того, Акулов был членом Комиссии партийного контроля (КПК) при ЦК ВКП(б) — главного контрольного органа партии с широкими полномочиями.