Голая вечеринка марионеток
Фильм о природе насилия и бесконтрольной власти спустя полвека после премьеры остаётся мощным антифашистским высказыванием.
Уединённая вилла на севере Италии за несколько месяцев до окончания Второй мировой войны превратилась в своего рода распутный концлагерь, куда развращённые властью «отцы нации» собрали восемнадцать пленников — невинных юношей и девушек. В роли главных тюремщиков — герцог, епископ, магистрат и президент, воплощение порочного слияния капитала, церкви, судов и политики. Словно предчувствуя неминуемое падение, они предаются оргии в бункере.
Действие фильма Пьера Паоло Пазолини «Сало, или 120 дней Содома» разворачивается в четырёх главах, каждая из которых мрачнее предыдущей. В каждой фазе пленники — словно граждане тоталитарного государства — всё глубже погружаются в сюрреалистический кошмар.
Первая глава, «Преддверие ада», задаёт тон повествованию. Четверо хозяев жизни (и, спойлер, смерти) устанавливают абсолютную власть над своими «гостями». Молодые люди лишаются индивидуальности, становятся объектами, пешками в демонической игре. Парализованные страхом, они вынуждены следовать каждому приказу.
В следующих «кругах» безумие набирает обороты. Похотливые социопаты укрепляют свою власть над заложниками, придумывая один садистский ритуал за другим. Пытки следуют за унижениями — кажется, ничего не сможет остановить порочный круг насилия.
Наконец, в последней главе садисты достигают пика распущенности. Доведя до предела издевательства, они уже не морально, а физически уничтожают жертв (возможно, не только для своего извращённого удовольствия, но и чтобы избавиться от свидетелей), кроме тех немногих, кому «повезло» стать коллаборантами.