«Бульдозерная» выставка — переломное событие в истории отечественного искусства

ДилетантИстория

Два часа на «открытом воздухе»

Евгения Гершкович

Маргарита Тупицына, Владимир Немухин,Виктор Тупицын, Сергей Бордачёвна «бульдозерной выставке».15 сентября 1974 года

Ярким событием брежневской эпохи, а в истории отечественного искусства переломным, стала несанкционированная выставка, получившая название «бульдозерной». Обстоятельства планирования и проведения мероприятия, полувековой юбилей которого отмечается в этом году, уже вошли в анналы и обросли мифами вроде плавающего от 24 до трёх сотен числа участников.

Контекст

«Оттепель» закончилась ещё десятилетие назад. Уклоняющихся от общественно полезного труда тунеядцев, бездельников и паразитов статья 209 Уголовного кодекса РСФСР продолжала отправлять в отдалённые губернии. Как, например не вставшего на путь честной трудовой жизни поэта Бродского сослали в деревню Норинскую.

Казалось бы, жива ещё память о прошедшей в Сокольниках Национальной американской выставке 1959 года, где советскому зрителю показали работы Эдварда Хоппера, Джексона Поллока, Исаму Ногучи и прочих лидеров абстракционизма, экспрессионизма и поп-культуры, но отечественное неофициальное искусство продолжало влачить полулегальное существование.

Вход в павильон «Американской национальной выставки». Сокольники, 1959 год

Никто, разумеется, не забыл о скандале 1962 года в Манеже на выставке по случаю 30-летия МОСХа. Но художники несвободной страны всё же умудрялись оставаться свободными людьми. Была создана альтернативная структура со своими течениями, квартирными выставками, домашними салонами, коллекционерами, преимущественно западными, и даже негосударственным музеем. Именно такой статус неофициально имела коллекция Александра Глезера, по образованию инженера-нефтяника, зарабатывающего переводами с грузинского на русский.

Вот как квартиру Глезера в стандартной девятиэтажной «хрущобе» описывал его друг, психиатр и фотохудожник Юрий Штерн: «… всё на месте: окна, двери, туалет, ванная, кухня, спальня, гостиная. Всё это было. Не было только признаков жилья. Стены с обшарпанными, свисающими клочьями обоев во всех трёх комнатах от пола до потолка увешаны прижатыми друг к другу встык картинами Немухина, Жарких, Рабина, Штейнберга, Свешникова, Вечтомова». Критик Виктор Агамов-Тупицын называл выбор Глезера «винегретом для глаз».

Александр Глезер

Выставки андеграундных художников уже проходили в Европе, их имена мелькали на страницах западной прессы, а на родине критические фельетоны их называли жрецами помойки, а работы — «гнуснейшей пачкотнёй наихудшего абстракционистского толка» («Московский комсомолец», 29 сентября 1960 года).

На этом мрачном фоне делались попытки организовать легальные выставки в Москве. В клубе «Дружба» на шоссе Энтузиастов 22 января 1967 года Александр Глезер и Оскар Рабин (один из основателей художественной группы «Лианозово») собрали работы дюжины художников, более-менее полно представляющих тенденции тогдашней неофициальной живописи, — Анатолия Зверева, Владимира Немухина, Дмитрия Плавинского, Эдуарда Штейнберга, Лидии Мастерковой и других.

Оскар Рабин

Чтобы избежать вмешательства начальства НИИ, в ведомстве которого состояла «Дружба», вернисаж назначили на воскресенье. Выставка продлилась не более двух часов, ровно до разгона сотрудниками КГБ под предлогом запланированного киносеанса. Глезера обвинили в том, что он якобы является слепым орудием ЦРУ и организатором диверсии.

Как писал потом Оскар Рабин, «начальство так и не поняло, что истинным виновником скандала было оно само. Не закрылась бы выставка, не было бы никакого шума вокруг неё. А теперь, конечно же, иностранные корреспонденты сообщили своим агентствам о случившемся. В Москве только и было разговору, что о сорванной выставке, о нас передавали Би-Би-Си и другие западные радиостанции. Мы становились несправедливо гонимыми жертвами. Кстати, в будущем всё повторилось: мы снова устраивали выставки, начальство снова со скандалом их закрывало. Получался какой-то заколдованный круг».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Одним меньше стало» «Одним меньше стало»

Какую палитру мнений вызвала кончина главы советского правительства?

Дилетант
Что такое думспендинг и почему люди тратят деньги на ненужные и бессмысленные вещи Что такое думспендинг и почему люди тратят деньги на ненужные и бессмысленные вещи

Думспендинг: что это за способ борьбы со стрессом и чем он опасен?

Forbes
Вокруг Петрограда Вокруг Петрограда

Весной 1919 в России проходил вооружённый плебисцит

Дилетант
Татьяна Ким: «Планы на Ближний Восток, Азию и Африку остаются в силе» Татьяна Ким: «Планы на Ближний Восток, Азию и Африку остаются в силе»

Чего ждут подростки от e-commerce, зачем сейлерам наружная реклама

РБК
Литва от моря и до моря Литва от моря и до моря

История Литвы: от первого правителя до образования Речи Посполитой

Дилетант
Мифотворчество и Мартин Скорсезе: 5 фактов о композиторе Джачинто Шельси Мифотворчество и Мартин Скорсезе: 5 фактов о композиторе Джачинто Шельси

Джачинто Шельси: несколько фактов о загадочном композиторе

РБК
Их не читали две тысячи лет Их не читали две тысячи лет

ИИ позволил начать чтение свитков, две тысячи лет остававшиеся недоступными

Дилетант
Александр Горчилин — о неснятых сценариях и сложных периодах Александр Горчилин — о неснятых сценариях и сложных периодах

Как актер Александр Горчилин оказался в центре конструктивизма

РБК
Семинарист, журналист, революционер Семинарист, журналист, революционер

У Булгакова Петлюра предстаёт персонажем мистическим, почти Антихристом

Дилетант
Богатство не для всех Богатство не для всех

Почему в мире растет разрыв в доходах

РБК
«Снимаешь для себя, а выходит для истории» «Снимаешь для себя, а выходит для истории»

Весной 1945 года вместе с Красной армией в Берлин вошли фронтовые операторы

Дилетант
И в горе, и в хорроре И в горе, и в хорроре

«Спи»: ужасы семейных ценностей

Weekend
Михаил Пиотровский: «Заставляем людей думать» Михаил Пиотровский: «Заставляем людей думать»

Как принималось решение, касающееся эрмитажного экспоната? Чем живёт Эрмитаж?

Дилетант
Гора меняет человека Гора меняет человека

Зачем основателю архитектурного бюро SIO лезть в гору с рюкзаком

RR Люкс.Личности.Бизнес.
«Всё, что имею, единственно по милости Его Величества» «Всё, что имею, единственно по милости Его Величества»

Уроженец Псковского края и выходец из рода князей смоленских Василий Татищев

Дилетант
Стенка на стенку Стенка на стенку

Если уж чем-то и мериться, то почему бы не... кремлями!

КАНТРИ Русская азбука
Революционный порядок и безопасность Революционный порядок и безопасность

Полномочия органов ОГПУ неуклонно расширялись...

Дилетант
Красота на пальцах Красота на пальцах

Лучшие драгоценности в кино, сделавшие драматический сюжет лучше

Правила жизни
Вредно — и точка Вредно — и точка

Что такое трансжиры, и в каких продуктах они содержатся

Лиза
Будет вам наукой Будет вам наукой

Семь свежих исследований, чтобы вы держали руку на пульсе актуальных знаний

Men Today
Загадки Иеремии Позье: как в Эрмитаже реставрируют исторические драгоценности Загадки Иеремии Позье: как в Эрмитаже реставрируют исторические драгоценности

Из чего состоят реставрационные процессы в Эрмитаже и кто за них в ответе

Forbes
Астероиды стали источником цинка и дали возможность развитию земной жизни Астероиды стали источником цинка и дали возможность развитию земной жизни

Без «нерасплавленных» астероидов на Земле не появилось бы жизни

ТехИнсайдер
Любовь и эволюция в искусстве. О чем говорили на дискуссии «Сноба» на Cosmoscow Любовь и эволюция в искусстве. О чем говорили на дискуссии «Сноба» на Cosmoscow

На ярмарке Cosmoscow прошла дискуссия на тему вечного и актуального в искусстве

СНОБ
«В нашем браке есть все, кроме секса. Мужа устраивает, но я не могу с этим смириться»: нашей читательнице отвечает эксперт «В нашем браке есть все, кроме секса. Мужа устраивает, но я не могу с этим смириться»: нашей читательнице отвечает эксперт

Почему из отношений уходит то, ради чего их начинали мужчина и женщина?

Psychologies
Почему нам нравятся истории о привидениях Почему нам нравятся истории о привидениях

Почему людей привлекают страшные истории?

ТехИнсайдер
Мыльный кутюр Мыльный кутюр

«Модный дом»: скандалы, интриги и повестка фэшн-индустрии

Weekend
«Революции мирового большинства мы на базе БРИКС пока не увидим» «Революции мирового большинства мы на базе БРИКС пока не увидим»

Почему не стоит вмешиваться в естественную эволюцию БРИКС

Монокль
Чувствительная милиционерка Чувствительная милиционерка

«Сантош»: драма о невозможности правосудия

Weekend
День бабушек и дедушек: 4 правила спокойного общения с пожилыми людьми День бабушек и дедушек: 4 правила спокойного общения с пожилыми людьми

Можно ли организовать общение с пожилыми родственниками спокойно?

Psychologies
Вынеси это немедленно Вынеси это немедленно

7 предметов декора, которые выдают дурной вкус

Лиза
Открыть в приложении