Безумная история
Чтобы разобраться в русском прошлом, без психиатра не обойтись.
На излёте перестройки в провинциальную психбольницу приезжает новый главврач из Москвы. Для него это добровольная ссылка — по сути, внутренняя эмиграция. После развода с женой герой в исполнении Олега Янковского по заветам русских интеллигентов отправился искать себя в глубинку. Символично, что больница, где он нашёл работу, расположена в бывшем монастыре, так что место для душевных поисков выбрано идеальное.
Там героя встретил бывший главврач, роль которого блестяще сыграл Армен Джигарханян, — не столько человек, сколько Харон, провожающий души усопших в царство мёртвых. Первым делом этот проводник-пенсионер познакомил гостя с загадочным пациентом Тимофеевым (британский артист Малкольм Макдауэлл). Тот лечится давно, страдает раздвоением личности и воображает себя убийцей одновременно Александра II и Николая II.
Проводя всё больше времени с пациентом, доктор не только начинает верить ему, но и отождествляет себя с последним русским императором. Итог можно легко предсказать: окончательно стерев грань между бредом и реальностью, психиатр приезжает в Свердловск, посещает дом Ипатьева и умирает (правда, не в подвале, а в относительно комфортабельной гостинице).
Фильм Карена Шахназарова «Цареубийца» вышел на экраны ровно тридцать лет назад, став, можно сказать, закономерным результатом перестройки. К 1991 году интерес к дореволюционной истории и отрицание большевистского исторического нарратива в российском обществе достигли пика. Советские люди хотели двигаться вперёд, но инстинктивно понимали,