Безбородко
Этот польско-украинский род вряд ли вошёл бы в историю, если бы не головокружительная карьера Александра Безбородко, который стал влиятельным дипломатом при Екатерине II и Павле I, а в конце XVIII века и вовсе руководил всей внешней политикой России. Кроме того, он был одним из богатейших людей страны, а также обладателем впечатляющей художественной коллекции.
Предком династии Безбородко считается мелкопоместный служилый дворянин Демьян (или Дамиан) Ксенжницкий родом из Польши. О нём известно немного: шляхтич жил в первые годы гетманства Богдана Хмельницкого (конец 1640-х годов) и владел поместьем на Полтавщине. Согласно семейной легенде, в одном из сражений ему отрубили подбородок, после чего боевые товарищи стали звать Демьяна «безбородым». Со временем прозвище превратилось в фамилию.
У Ксенжницкого было несколько сыновей, которые вместе с отцом участвовали в восстании Хмельницкого и борьбе гетмана против Речи Посполитой. О первых поколениях династии Безбородко также осталось не очень много сведений, поскольку вплоть до первой половины XVIII века они не имели ни богатства, ни особого влияния. Первым заметным представителем рода стал Андрей Яковлевич Безбородко, правнук Демьяна Ксенжницкого. Благодаря своим многочисленным талантам, главным из которых была способность производить благоприятное впечатление на начальство, он стал генеральным писарем Запорожского войска — ведал всей документацией, готовил указы, принимал послов и был ближайшим советником гетмана.