БАМ комсомольский
Масштабные проекты, подобные БАМу, требовали привлечения большого количества рабочих. Много молодых людей поехали на стройку по комсомольским путёвкам. И не случайно, когда говорят о них, чаще всего выбирают слово «мобилизация», то есть призыв для выполнения существенных задач. Участие в строительстве БАМа, безусловно, дало молодежи 70–80-х возможность проверить себя и почувствовать важность своего труда для страны.
Комсомольцы-добровольцы
Масштаб добровольного участия комсомольцев в строительстве БАМа был впечатляющим. Приведём лишь несколько цифр: 27 апреля 1974 года на БАМ отправился первый Всесоюзный отряд. В последующие годы движение набирало обороты: с апреля 1978 года по май 1982 года на БАМе работало более 32 000 человек в составе комсомольских отрядов, а всего за период строительства по комсомольским путёвкам там побывало 45 000 человек.
В середине 80-х социологи проводили опросы людей, приехавших на Всесоюзную стройку. Какой мотив они называли основным, когда говорили о своём приезде на БАМ? Идейно-патриотический. Почти 90 % участников первого отряда и около половины участников отряда 1981 года не хотели, по их словам, оставаться в стороне от дела, захватившего всю страну. Ещё один сильный мотив — желание проверить себя. Материальная заинтересованность тоже присутствовала, но только у 24 % участников второго отряда. В первом отряде деньги как мотив не рассматривались вовсе.