7 тезисов — как изучать историю в школе
Полученная журналом статья помощника президента РФ приглашает наших читателей — от любителей до профессионалов истории — к уважительному обсуждению тех проблем и тем, которые в последние годы вызвали (и выявили) острые противоречия в обществе, начиная с самого подхода к истории как объекта исследования и изучения.

Небольшой экскурс в историю истории. У древних всё было просто. Первопричиной любых исторических процессов предполагалась воля богов. Они управляли поступками людей, процветанием и закатом империй, люди были малосамостоятельными орудиями в их руках. И лишь эпоха Просвещения решительно оставила кесарю — кесарево, сконцентрировав внимание на делах человеческих.
Историки Нового времени стали пытаться не только описать прошлое, но и выявить закономерности исторического развития, а следовательно — дать инструкцию по настоящему и спрогнозировать будущее. Получалось у всех по-разному, но отдадим должное — особенно убедительно вышло у Маркса — Энгельса.
Марксистская теория, помимо прочего, установила и чёткие критерии исторических оценок. Пример. Французская революция — благо, поскольку движет развитие. Людовик XVI — человек добрый, но реакционный: стремился сохранить устаревшие общественные отношения. Потому закономерно закончил свою жизнь на гильотине. Робеспьер, Марат — люди недобрые, идеологи массового террора, но — прогрессивны, так как ускоряли ход истории к светлому будущему. Потому в их честь — памятники, улицы и набережные.
Марксизм в исторической науке овладел было умами половины мира… но с крахом СССР истмат канул в Лету.
Что же у нас появилось взамен?
Ничего. Пустота. В лучшем случае разные вариации теории «модернизаций», трактовка истории как движения от несвободы личности к свободе. Причём к свободе в её расширенном толковании. От защиты свобод и прав меньшинства — к «свободе» выбора пола и однополых браков. От свобод и прав людей с разным цветом кожи — к грабежам и погромам «потомками угнетённых», сносу памятников, надругательству над культурным наследием.
От свободы совести — к пляскам в храмах. Свобода от «русского имперского гнёта», наложенная на болезненное увлечение некими национальными особенностями, привела и к ситуации на Украине, и в Прибалтике, а теперь уже грозит и братской Белоруссии.
Природа пустоты не терпит — вот и обосновалось вместо истмата примитивное «историческое либертарианство», этакая идеологическая основа для поэтапного низведения России до статуса сырьевой колонии «регионального значения», лишённой и своей истории, и права голоса в настоящем.
Что же мы предлагаем? Сразу скажу — это не сформировавшаяся в деталях теория. Но это определённая доктрина, система взглядов и убеждений — как нам смотреть на исторический процесс, как изучать и преподавать историю родной страны, как соотносить её с общемировой.
Первое. Об исторической политике как части политики государственной.
Понятие, описываемое греческим словом «политика», затрагивает все сферы жизни общества и проявляется во всём, в том числе — в отношении государства и общества к своей истории.
Это так есть, признаём мы это или нет.
Напомню, лет десять назад словосочетание «культурная политика» кое у кого вызывало недоумение или даже неприятие. Сегодня «Основы государственной культурной политики» — базовый отраслевой документ, подписанный президентом. Как защита исторической правды, подвига народа, почитания исторической памяти историческая политика также отныне закреплена поправками в Конституцию.
На самом же деле понятие государственной исторической политики ещё шире, это неотъемлемая часть суверенной политики государства, и внешней, и внутренней. Из этого следует второй тезис.
О необходимости «исторического суверенитета».
Историческая политика напрямую связана с нашей способностью самостоятельно трактовать собственную историю и путь развития. Или неспособностью — при отсутствии исторического суверенитета.