Диет Вигман: как сделать скульптуру из тени
Традиционная логика гласит, что художник создает двумерное изображение, а скульптор – трехмерное, независимо от материалов, которые они при этом используют. Но голландец Диет Вигман давно нарушил все возможные законы искусства. Он «пишет» двумерные картины посредством трехмерных скульптур, а его любимый «материал» – это тень…
В детстве мы все любили играть с тенями, показывая с помощью рук несколько классических фигур — собачку, зайчика, птичку. Человеческие руки способны создать на освещенной стене удивительный мир, причем невероятно реальный. Существует целое направление подобного театра теней, которое обычно начинается с детского увлечения, а превращается в настоящее искусство — создание удивительных силуэтных образов с помощью собственного тела. Театры теней — и кукольные, и с живыми актерами — гастролируют по всему миру, пользуясь постоянным успехом у детей и взрослых.
Статический театр теней — это тоже серьезное направление современного искусства. Диет Вигман, о котором пойдет речь, не единственный мастер теневой скульптуры, но один из ведущих скульпторов, работающих в этом направлении. Основа его искусства заключается в точнейшем геометрическом расчете. Тень от каждого элемента любой из его скульптур должна падать в строго определенном направлении — тщательно рассчитывается количество источников света, их интенсивность и местоположение. И рождаются шедевры.
Истоки теней
Диет Вигман родился в 1944 году в голландском городке Схидам. Это было тяжелейшее для Нидерландов время: немецкая оккупация подходила к концу, из-за забастовки на железной дороге и эмбарго на поставки продовольствия в Западные Нидерланды разразился чудовищный голод, получивший в истории название «Голодная зима 1944 года». Но после войны, особенно в 1950-х, Голландия начала быстро восстанавливаться, а Схидам, будучи городом-спутником более крупного Роттердама, стал значительно богаче и уютнее, чем даже до войны.
В 1960-х искусство в Нидерландах стало необычайно востребованным, поскольку люди уже жили, а не выживали. Годом начала своей карьеры Вигман считает 1965-й, хотя расцвет его светового мастерства пришелся на 1980-е: именно тогда он создал значительное количество работ, выведших его в мастера мирового уровня.
Многие скульпторы работают со светотенями, но методика Вигмана отличается от традиционного подхода одной деталью. Обычно скульпторы пытаются получить результат в виде тени на стене, формирующая же тень скульптура при этом может выглядеть как бесформенный комок проволоки или бессистемная куча мусора. Вигман же не только получает потрясающей точности светотеневые изображения, но и придает источнику тени скульптурную форму, позволяющую рассматривать его как отдельное произведение искусства. Любопытно смотреть, как некий трехмерный объект, вполне завершенный и интересный, отбрасывает на стену или пол совершенно не соответствующую ему тень. Будто чья-то чужая тень перебежала и приклеилась к неправильному носителю.