Диаграммы счастья. 9 графиков, которые объясняют, от чего зависит благополучие в жизни
Проверено наукой
За последние 10 лет количество научных публикаций, в которых так или иначе затрагивается тема счастья, выросло на 114%. Ученые пытаются установить связь благополучия с генетикой, образованием и взглядами на жизнь. Проверяют, как действуют на этот показатель физические упражнения, медитация и питание. Иногда обнаруженные связи настолько показательны, что исследователи облекают их в форму графиков или диаграмм. Мы выбрали несколько характерных иллюстраций из научных работ разного времени. Уверены: они подскажут вам, в чем секрет счастья.
Все познается в сравнении
Счастье порой зависит не от чистого результата, а от контекста. Например, от мысли, что могло бы быть хуже. Или лучше. Исследователи изучили уровень счастья у серебряных и бронзовых медалистов Олимпийских игр 1992 года — и оказалось: занявшие второе место испытывали меньше радости, чем ставшие третьими, хотя и показали лучшие результаты. Разница была особенно заметна сразу после состязания (Immediate), но ощущалась и во время награждения (Medal Stand). Контекст понятен: для серебряных призеров альтернативный сценарий — «могли бы быть первыми», для бронзовых — «могли бы вообще не попасть на пьедестал».
Что делать? Попробуйте рефрейминг: это отличный способ взглянуть на ситуацию под новым углом и увидеть в ней что-то приятное.
Счастье не в вещах...
Что принесет больше радости — новый iPad или билет на концерт любимой группы? Нам кажется, что эффект от вещей сильнее. Ведь они останутся с нами надолго после покупки. Но, на самом деле, траты на впечатления (концерты, поездки, походы в музеи или на кулинарные классы) дают и больше удовольствия, и «экономической ценности». В одном из исследований ученые выяснили, что люди существенно недооценивают ценность приобретаемых впечатлений в сравнении с вещами (левые столбики) — и только после покупки понимают, что пережитый опыт действительно стоил денег. Столбики в центре и справа показывают субъективное восприятие экономической ценности материальных и нематериальных трат через две и через четыре недели.
Что делать? Выбирая подарок себе и близким, отдавайте предпочтение впечатлениям: они надолго запомнятся.
...особенно, если у вас есть деньги
Еще больше ценности впечатлениям придают те, кто может себе позволить любые вещи. На графике ниже показан процент людей, ответивших, что покупка доставила им счастье: пунктиром выделены траты на что-то нематериальное, сплошной линией — на вещи. По горизонтали отмечен годовой доход. Если для самых бедных участников опроса (годовой доход ниже $25 000) покупки вещей и впечатлений имели примерно одинаковую ценность, то для обеспеченных ($150 000 и выше) разница в эффекте от расходов на материальные и нематериальные покупки составила уже почти 60 процентных пунктов.