Детское чтение: золотой век книжной иллюстрации
«Полка» завершает серию материалов о детском чтении в России — и наш рассказ был бы неполон без разговора о книжной иллюстрации. Настоящий золотой век детской иллюстрации в России, эпоха постоянных открытий и новых подходов — это время с начала 1920-х по начало 1930-х годов. Историк искусства и сокуратор выставки «ВХУТЕМАС 100. Школа Авангарда» Надя Плунгян составила для «Полки» пунктирный путеводитель по детской иллюстрации этого времени, выделив самых интересных художников и разделив их на две части — московскую и ленинградскую.
Историю советской детской книги довоенных лет принято начинать с издательства «Радуга» (1922–1930), которое было основано в Петрограде журналистом Львом Клячко и писателями Корнеем Чуковским и Самуилом Маршаком. «Радуга» собрала лучшие художественные силы начала 1920-х: с ней сотрудничали Мандельштам, Кустодиев, Петров-Водкин, издательство приветствовало и поиски Мстислава Добужинского («Бармалей», 1924), и первые опыты Владимира Конашевича в новой стилистике («Пожар», 1924; «Петрушка-иностранец», 1927). Стиль иллюстраторов «Радуги» был очень разным, и нельзя сказать, что издательство стремилось сформировать определённую школу: многие, как Водкин, к детской книге вообще потом не возвращались. Скорее задачей «Радуги» было создать экспериментальную творческую атмосферу, которая в результате стала прологом для больших изменений в книжной культуре — не случайно некоторые удачные книги перекраивались и переиздавались потом десятки раз. Забавный пример — книжка Владимира Пяста (Владимир Алексеевич Пяст (настоящая фамилия — Пестовский; 1886–1940) — поэт, прозаик, литературовед. Начал печататься в 1905 году, принадлежал к кругу поэтов-символистов, посещал литературные кружки Гиппиус, Сологуба, Вячеслава Иванова. После революции занимался переводами, изучал стиховедение и теорию декламации. До выхода поэмы «Двенадцать» был дружен с Блоком, написал книгу воспоминаний о нём. В 1930 году был арестован и приговорён к трём годам ссылки, после чего жил в Одессе. Незадолго до смерти смог вернуться в Москву благодаря помощи Мейерхольда и Пришвина.) «Лев Петрович», которую Маршак сначала был вынужден написать за Пяста, а потом переделал в поэму «Вот какой рассеянный». Общим для художников «Радуги» можно назвать рассыпающееся эхо «Мира искусства», которое они в своих рисунках стремились и сохранить, и как-то переработать. Декоративные стилизации в духе Издательства Кнебель (Первое в России издательство, специализирующееся на изобразительном искусстве. Основано меценатом Иосифом Кнебелем в 1894 году. За время существования вышло около 700 изданий: художественные альбомы, иллюстрированные монографии Врубеля, Серова и Левитана, репродукции картин Третьяковской галереи и Русского музея, более 400 книг для детей с рисунками Георгия Нарбута, Дмитрия Митрохина и других художников-мирискусников. Помимо этого, в издательстве был выпущен шеститомный труд «История русского искусства» (1910–1916) под редакцией Игоря Грабаря.) уже воспринимались как вчерашний день. Но и декоративный кубизм, и обострённый гротеск журнальной графики ранних 1920-х не вполне подходили для потребностей детской книги.
В разговорах со студентами Владимир Фаворский признавался, что не видел в Москве серьёзной графической школы до переезда петроградских мастеров — Льва Бруни, Петра Митурича и Николая Купреянова. Действительно, влияние петербургской Академии художеств долго оставалось опорой ленинградской графики, ясно проявившись и у следующих поколений — учеников Шухаева (Василий Иванович Шухаев (1887–1973) — художник, график, сценограф, педагог. Окончил Строгановское училище и Императорскую академию художеств, участвовал как актёр в спектаклях Всеволода Мейерхольда. После революции эмигрировал, 14 лет прожил во Франции, занимался оформлением спектаклей, книжной иллюстрацией, преподавал. В 1935 году вернулся в СССР, работал над монументальными росписями и сценографией опер и спектаклей. В 1937 году арестован по 58-й статье и отправлен на Колыму, после лагеря до смерти жил в Грузии.), Петрова-Водкина и Лебедева. Что касается московского Вхутемаса (Высшие художественно-технические мастерские, образованные в Москве, Петрограде и других крупных городах после революции. Московский Вхутемас возник в 1920 году; к 1923 году в нём сформировалось несколько художественных направлений: академические мастерские, объединённые левые мастерские и мастерские «экспериментальной архитектуры». В разные годы здесь преподавали Кандинский, Кардовский, Лисицкий, Мельников, Родченко, Степанова, Татлин, Фаворский, Флоренский, Шехтель, Щусев и другие. Петроградский Вхутемас окончательно оформился к 1921 году, а к 1922 году был переименован во Вхутеин.), в середине 1920-х он был скорее очагом конструктивизма, и в детской иллюстрации здесь ярче всего выступили создательницы аскетичной «производственной детской книги» сестры Ольга и Галина Чичаговы. Это была новаторская дизайнерская графика, основанная не на натурном рисунке, а на схемах-образах, элегантно расчерченных по линейке.
Ближе к концу 1920-х центр снова надолго переместился в Ленинград. Здесь, теперь уже в редакции Детгиза, преемника «Радуги», появился схожий жанр технической книги для детей, над которой работали под эгидой Лебедева и Маршака выпускники ленинградского Вхутеина (Высший художественно-технический институт, созданный в 1922 году в Ленинграде и в 1926 году в Москве на базе Вхутемаса. К 1930 году художественная политика института разошлась с эстетикой социалистического реализма; институт был закрыт.). Для них Детгиз стал новым университетом: Лебедев и Маршак буквально конструировали новую детскую литературу и иллюстрацию, активно искали авторов и художников, вели книгу на всех стадиях и занимались филигранной литературно-художественной редактурой. За первый год издательство выпустило больше 150 книг, — кроме того, в Детгизе выходили детские журналы «Чиж» и «Ёж», которые создавала та же группа авторов. Можно сказать, что на этом этапе детские книги по своему содержанию стали более взрослыми, а по оформлению — более занимательными и игровыми. Важным завоеванием издательства было равенство писателя и художника, чьи фамилии на обложке всегда ставились рядом. Постепенно образовались устойчивые соавторства: Лебедев и Маршак, Николай Тырса и Борис Житков, Алексей Пахомов и Л. Пантелеев, Валентин Курдов и Виталий Бианки, Николай Лапшин и М. Ильин.
К 1930-м несколько направлений книжной графики возникло и в Москве. Альтернативой конструктивистской книге стали работы недавних студентов Вхутемаса. Часть вошла в группу ОСТ (Общества станковистов), главой которого был Давид Штеренберг, часть присоединилась к Владимиру Милашевскому в группе «13». Самой влиятельной оставалась школа Владимира Фаворского.
Москва
Константин Ротов
Московскую детскую книгу 1920-х заметно определила продукция аналога «Радуги» — частного издательства Гаврилы Мириманова, которое существовало в 1923–1930 годы. Дешёвые и популярные компактные книжки-картинки чередовались с переизданиями классической детской литературы (Гауф, Андерсен, Киплинг, Майн Рид, Чехов, Толстой) и разного рода методическими руководствами по кружкам самодеятельности. Лучшими иллюстраторами Мириманова были Алексей Комаров и Василий Ватагин, известные своими анималистическими азбуками. Образная система этих книг заметно зависела от модерна, и Мириманова критиковали за неловкие попытки его советизировать.