Путеводитель по детской иллюстрации с начала 1920-х по начало 1930-х годов

ПолкаКультура

Детское чтение: золотой век книжной иллюстрации

Надя Плунгян

Николай Чуковский. Наша кухня. Рисунки Николая Лапшина. Государственное издательство, 1925 год

«Полка» завершает серию материалов о детском чтении в России — и наш рассказ был бы неполон без разговора о книжной иллюстрации. Настоящий золотой век детской иллюстрации в России, эпоха постоянных открытий и новых подходов — это время с начала 1920-х по начало 1930-х годов. Историк искусства и сокуратор выставки «ВХУТЕМАС 100. Школа Авангарда» Надя Плунгян составила для «Полки» пунктирный путеводитель по детской иллюстрации этого времени, выделив самых интересных художников и разделив их на две части — московскую и ленинградскую.

Историю советской детской книги довоенных лет принято начинать с издательства «Радуга» (1922–1930), которое было основано в Петрограде журналистом Львом Клячко и писателями Корнеем Чуковским и Самуилом Маршаком. «Радуга» собрала лучшие художественные силы начала 1920-х: с ней сотрудничали Мандельштам, Кустодиев, Петров-Водкин, издательство приветствовало и поиски Мстислава Добужинского («Бармалей», 1924), и первые опыты Владимира Конашевича в новой стилистике («Пожар», 1924; «Петрушка-иностранец», 1927). Стиль иллюстраторов «Радуги» был очень разным, и нельзя сказать, что издательство стремилось сформировать определённую школу: многие, как Водкин, к детской книге вообще потом не возвращались. Скорее задачей «Радуги» было создать экспериментальную творческую атмосферу, которая в результате стала прологом для больших изменений в книжной культуре — не случайно некоторые удачные книги перекраивались и переиздавались потом десятки раз. Забавный пример — книжка Владимира Пяста (Владимир Алексеевич Пяст (настоящая фамилия — Пестовский; 1886–1940) — поэт, прозаик, литературовед. Начал печататься в 1905 году, принадлежал к кругу поэтов-символистов, посещал литературные кружки Гиппиус, Сологуба, Вячеслава Иванова. После революции занимался переводами, изучал стиховедение и теорию декламации. До выхода поэмы «Двенадцать» был дружен с Блоком, написал книгу воспоминаний о нём. В 1930 году был арестован и приговорён к трём годам ссылки, после чего жил в Одессе. Незадолго до смерти смог вернуться в Москву благодаря помощи Мейерхольда и Пришвина.) «Лев Петрович», которую Маршак сначала был вынужден написать за Пяста, а потом переделал в поэму «Вот какой рассеянный». Общим для художников «Радуги» можно назвать рассыпающееся эхо «Мира искусства», которое они в своих рисунках стремились и сохранить, и как-то переработать. Декоративные стилизации в духе Издательства Кнебель (Первое в России издательство, специализирующееся на изобразительном искусстве. Основано меценатом Иосифом Кнебелем в 1894 году. За время существования вышло около 700 изданий: художественные альбомы, иллюстрированные монографии Врубеля, Серова и Левитана, репродукции картин Третьяковской галереи и Русского музея, более 400 книг для детей с рисунками Георгия Нарбута, Дмитрия Митрохина и других художников-мирискусников. Помимо этого, в издательстве был выпущен шеститомный труд «История русского искусства» (1910–1916) под редакцией Игоря Грабаря.) уже воспринимались как вчерашний день. Но и декоративный кубизм, и обострённый гротеск журнальной графики ранних 1920-х не вполне подходили для потребностей детской книги.

В разговорах со студентами Владимир Фаворский признавался, что не видел в Москве серьёзной графической школы до переезда петроградских мастеров — Льва Бруни, Петра Митурича и Николая Купреянова. Действительно, влияние петербургской Академии художеств долго оставалось опорой ленинградской графики, ясно проявившись и у следующих поколений — учеников Шухаева (Василий Иванович Шухаев (1887–1973) — художник, график, сценограф, педагог. Окончил Строгановское училище и Императорскую академию художеств, участвовал как актёр в спектаклях Всеволода Мейерхольда. После революции эмигрировал, 14 лет прожил во Франции, занимался оформлением спектаклей, книжной иллюстрацией, преподавал. В 1935 году вернулся в СССР, работал над монументальными росписями и сценографией опер и спектаклей. В 1937 году арестован по 58-й статье и отправлен на Колыму, после лагеря до смерти жил в Грузии.), Петрова-Водкина и Лебедева. Что касается московского Вхутемаса (Высшие художественно-технические мастерские, образованные в Москве, Петрограде и других крупных городах после революции. Московский Вхутемас возник в 1920 году; к 1923 году в нём сформировалось несколько художественных направлений: академические мастерские, объединённые левые мастерские и мастерские «экспериментальной архитектуры». В разные годы здесь преподавали Кандинский, Кардовский, Лисицкий, Мельников, Родченко, Степанова, Татлин, Фаворский, Флоренский, Шехтель, Щусев и другие. Петроградский Вхутемас окончательно оформился к 1921 году, а к 1922 году был переименован во Вхутеин.), в середине 1920-х он был скорее очагом конструктивизма, и в детской иллюстрации здесь ярче всего выступили создательницы аскетичной «производственной детской книги» сестры Ольга и Галина Чичаговы. Это была новаторская дизайнерская графика, основанная не на натурном рисунке, а на схемах-образах, элегантно расчерченных по линейке.

Ближе к концу 1920-х центр снова надолго переместился в Ленинград. Здесь, теперь уже в редакции Детгиза, преемника «Радуги», появился схожий жанр технической книги для детей, над которой работали под эгидой Лебедева и Маршака выпускники ленинградского Вхутеина (Высший художественно-технический институт, созданный в 1922 году в Ленинграде и в 1926 году в Москве на базе Вхутемаса. К 1930 году художественная политика института разошлась с эстетикой социалистического реализма; институт был закрыт.)⁠. Для них Детгиз стал новым университетом: Лебедев и Маршак буквально конструировали новую детскую литературу и иллюстрацию, активно искали авторов и художников, вели книгу на всех стадиях и занимались филигранной литературно-художественной редактурой. За первый год издательство выпустило больше 150 книг, — кроме того, в Детгизе выходили детские журналы «Чиж» и «Ёж», которые создавала та же группа авторов. Можно сказать, что на этом этапе детские книги по своему содержанию стали более взрослыми, а по оформлению — более занимательными и игровыми. Важным завоеванием издательства было равенство писателя и художника, чьи фамилии на обложке всегда ставились рядом. Постепенно образовались устойчивые соавторства: Лебедев и Маршак, Николай Тырса и Борис Житков, Алексей Пахомов и Л. Пантелеев, Валентин Курдов и Виталий Бианки, Николай Лапшин и М. Ильин.

К 1930-м несколько направлений книжной графики возникло и в Москве. Альтернативой конструктивистской книге стали работы недавних студентов Вхутемаса. Часть вошла в группу ОСТ (Общества станковистов), главой которого был Давид Штеренберг, часть присоединилась к Владимиру Милашевскому в группе «13». Самой влиятельной оставалась школа Владимира Фаворского.

Москва

Константин Ротов

Московскую детскую книгу 1920-х заметно определила продукция аналога «Радуги» — частного издательства Гаврилы Мириманова, которое существовало в 1923–1930 годы. Дешёвые и популярные компактные книжки-картинки чередовались с переизданиями классической детской литературы (Гауф, Андерсен, Киплинг, Майн Рид, Чехов, Толстой) и разного рода методическими руководствами по кружкам самодеятельности. Лучшими иллюстраторами Мириманова были Алексей Комаров и Василий Ватагин, известные своими анималистическими азбуками. Образная система этих книг заметно зависела от модерна, и Мириманова критиковали за неловкие попытки его советизировать.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Ингибиторы эндоманнозидазы подавили репликацию вирусов Ингибиторы эндоманнозидазы подавили репликацию вирусов

Эти ингибиторы мешают сборке вирусных частиц

N+1
«Никто не понимает, на чём мы зарабатываем. И слава богу!»: чем примечателен бизнес Fix Price с оценкой в $6 млрд «Никто не понимает, на чём мы зарабатываем. И слава богу!»: чем примечателен бизнес Fix Price с оценкой в $6 млрд

Рассказываем, что известно о сети Fix Price, ее владельцах и доходах

VC.RU
Как почистить свой ноутбук, не сломав его Как почистить свой ноутбук, не сломав его

Всегда можно сэкономить на покупке нового компьютера, умело протерев старый

Maxim
Тезис фронтира Тезис фронтира

Спустя полтора века США по-прежнему на переднем рубеже фронтира

Вокруг света
Правила жизни Натальи Бонк Правила жизни Натальи Бонк

Правила жизни лингвиста и педагога Натальи Бонк

Esquire
Критическое масло Критическое масло

Что это за масло, с чем его едят и не ест ли оно нас тем временем само?

Maxim
30 способов перезапустить свое тело 30 способов перезапустить свое тело

Полное руководство по тому, как выжать максимум из человеческого организма

kiozk originals
Маркетинг 3.0 Маркетинг 3.0

От продуктов к потребителям и далее – к человеческой душе

kiozk originals
Чулпан Хаматова: «Мне не так часто нужен психолог, как нормальному человеку, потому что мой психолог — это сцена или камера» Чулпан Хаматова: «Мне не так часто нужен психолог, как нормальному человеку, потому что мой психолог — это сцена или камера»

Интервью с Чулпан Хаматовой: об актерской профессии, благотворительности и кино

Esquire
Игры на Андроид с сюжетом: топ-7 Игры на Андроид с сюжетом: топ-7

Топ игр для Андроид с сюжетом, среди которых также бесплатные приложения

CHIP
Как избежать ошибок с широкими брюками: модные правила от стилиста Как избежать ошибок с широкими брюками: модные правила от стилиста

Стилист объясняет, как носить брюки-палаццо

Cosmopolitan
Смерть обсерватории Смерть обсерватории

После серии аварий «культовый» телескоп Arecibo может закрыться навсегда

Популярная механика
А теперь — Горбатый!.. За что мы любим Армена Джигарханяна А теперь — Горбатый!.. За что мы любим Армена Джигарханяна

Армен Джигарханян ушел — и нам грустно. Хотя…

Maxim
«Нам удается стать свидетелями настоящих космических драм» «Нам удается стать свидетелями настоящих космических драм»

Интервью с астрофизиком Рашидом Сюняевым: о карте Вселенной и многом другом

Огонёк
Секреты даосских практик: три упражнения, которые вернут лицу красоту Секреты даосских практик: три упражнения, которые вернут лицу красоту

Ваша осанка подскажет, как сохранить красоту тела надолго

Psychologies
Без побочных эффектов Без побочных эффектов

Почему антибиотики перестают помогать, как снизить их вред, чем запить таблетку?

Добрые советы
Князь Довмонт, герой Пскова Князь Довмонт, герой Пскова

Ещё при жизни о князе Довмонте сложились легенды.

Дилетант
Спасаемся от хандры: оттенки осени в элементах декора Спасаемся от хандры: оттенки осени в элементах декора

Дизайнерские решения, которые помогут справиться с осенней грустью

Psychologies
Шпандау без грифа секретности Шпандау без грифа секретности

Рассекреченные архивы добавляют новые краски к Нюрнбергскому процессу

Огонёк
Как создать идеальную холостяцкую берлогу: 6 секретов джентльмена Как создать идеальную холостяцкую берлогу: 6 секретов джентльмена

Твоя комната — твои правила

Playboy
Где эти девушки? Где эти девушки?

Вспоминаем, что стало с солистками популярных герлз-бэндов двухтысячных

Cosmopolitan
Из другой оперы Из другой оперы

Не все наставления старших родственников идут нам на пользу

Лиза
Орели Валонь: Наши очаровательные невестки. Первая глава Орели Валонь: Наши очаровательные невестки. Первая глава

Отрывок из книги Орели Валонь «Наши очаровательные невестки»

СНОБ
Как в русской литературе появился детективный жанр? Как в русской литературе появился детективный жанр?

Как судебная реформа Александра II повлияла на русскую литературу

Культура.РФ
Мрачные тени: как избавиться от тяжелых воспоминаний о прошлом Мрачные тени: как избавиться от тяжелых воспоминаний о прошлом

Что делать, если прошлое мешает тебе жить

Cosmopolitan
Роберт Фальк. Случайная встреча Роберт Фальк. Случайная встреча

Таких черных туч над Фальком не сгущалось даже после возвращения из Парижа

Караван историй
От костюма до портупеи: одеться как герои фильмов Мартина Скорсезе От костюма до портупеи: одеться как герои фильмов Мартина Скорсезе

Безупречная визуальная эстетика — вот за что мы любим фильмы Мартина Скорсезе

Esquire
Кто убил Мэрилин Монро? НЛО, мафия и еще 5 неожиданных версий смерти актрисы Кто убил Мэрилин Монро? НЛО, мафия и еще 5 неожиданных версий смерти актрисы

Скрывается ли за смертью Мэрилин Монро какая-либо тайна?

Cosmopolitan
Бхима Юнусов Бхима Юнусов

28-летний композитор олицетворяет собой понятие «междисциплинарность»

Собака.ru
Открыть в приложении