Детские ценности. Как ложь стала причиной вспышки религиозной вражды
История со школьным учителем Самюэлем Пати из Франции, в октябре обезглавленным выходцем из Чечни Абдуллой Анзоровым, получила новое развитие. Как выяснилось, ученица, «сдавшая» Пати, солгала. Долгое время она отпиралась, но все-таки призналась, что в день, когда учитель якобы демонстрировал школьникам злосчастные картинки, ее в классе вообще не было. И теперь получается, что вся цепочка событий, приведшая к трагедии, основывалась на выдумке.
В октябре 2020 года 13-летняя ученица школы в городке Конфлан-Сент-Онорин рассказала своему отцу, уроженцу Марокко Брахиму Шнина, что ее учитель показал детям изображение обнаженного пророка. Дело было во время урока на дискуссионную тему «Быть или не быть Шарли» — карикатуры на пророка Мохаммеда служили иллюстрацией предмета разговора. Учитель якобы попросил выйти из класса детей-мусульман, а она не согласилась — и, шокированная увиденным, начала спорить, за что учитель отстранил ее от занятий на два дня.
Отец тоже возмутился — и записал видео, в котором назвал Пати «бандитом» и объявил кампанию за его отставку. Призыв, выложенный в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), услышал имам Абдельхаким Сефриуи. Вместе они сходили поговорить с администрацией школы, но безуспешно — школа проблемы не увидела.
Дальнейшее развитие событий хорошо известно. Пати пытался объяснить, что оклеветан, но его уже никто не слышал. Кампания набрала обороты и дошла до Абдуллы Анзорова. Через десять дней после злосчастного урока тот прибыл в Конфлан-Сент-Онорин, подкупил несколько школьников, которые помогли опознать Самюэля Пати, и напал на него с ножом, убив и отрезав голову. Преступника при задержании застрелили полицейские.
Трагедия вызвала мощную волну возмущения во Франции, возглавил ее сам президент Эммануэль Макрон. На похоронах Самюэля Пати, превратившихся в крупную церемонию, Макрон пообещал, что Пятая республика продолжит защищать светские идеалы, и назвал Пати национальным героем. Что в свою очередь спровоцировало волну яростных нападок в адрес французского президента со стороны мусульман всего мира — в том числе российских. Анзорова похоронили в родном селе Шалажи — тоже как героя. Вскоре после убийства последовала серия новых терактов — парламент с подачи президента принял закон, ужесточающий наказание за пропаганду ненависти и некоторые важные для мусульман практики вроде полигамии.