«Дерипаска любит эпатировать». Каковы шансы миллиардера победить Минфин США
Утверждения Дерипаски по поводу личного состояния неверны, а его иск имеет мало шансов на успех, пришел к выводу американский Forbes.
Когда в апреле 2018 года Минфин США наложил санкции на российского миллиардера Олега Дерипаску и его компании, олигарх был занят приготовлениями к празднованию православной Пасхи и, казалось, был не слишком удивлен. «События этого утра неприятны, но вполне ожидаемы, – написал он в электронном письме Forbes в тот день. – Конечно, основания для внесения моего имени в список несостоятельны, смехотворны и абсурдны».
Почти год спустя Дерипаска не так спокоен. 15 марта бизнесмен подал иск против американского Минфина, его главы Стива Мнучина и Андреа Гаски, директора Управления по контролю за иностранными активами (OFAC). Дерипаска утверждает, что США нарушили «требования закона», подвергнув его санкциям «просто потому, что это решение политически выгодно или популярно».
Юрист миллиардера утверждает, что обвинения, которые OFAC использует в качестве иллюстрации криминального прошлого Дерипаски – взятки, отмывание денег, вымогательство, заказ на убийство бизнесмена, чье имя неизвестно – ничем не подкреплены. В иске говорится также, что состояние Дерипаски сократилось на $7,5 млрд, или на 81%, после того, как в апреле прошлого года было объявлено о введении санкций, и что он стал «радиоактивен для всех, кто ведет с ним дела где бы то ни было в мире».
Кроме того, олигарх утверждает, что санкции повредили его репутации на родине. Он указывает на недавние высказывания российского политика Геннадия Зюганова, который говорит, что Дерипаска отдал свои компании «в подчинение англосаксам», согласившись сократить свою долю участия в компания до менее чем 50%.
Это, скорее всего, не так, говорит Стивен Фиш, преподаватель политологии Калифорнийского университета в Беркли и автор книги Democracy Derailed in Russia: The Failure of Open Politics («Как демократия сошла с рельсов в России: провал открытой политики»). «Это просто политическое шоу. Никто не воспринимает Геннадия Зюганова всерьез», —говорит Фиш.
Forbes пришел к выводу, что утверждения Дерипаски по поводу личного состояния неверны, а его иск имеет мало шансов на успех. 6 апреля 2018 года, в день, когда было объявлено о санкциях, состояние Дерипаски равнялось $6,76 млрд (по данным Forbes Real-Time). В день, когда он подал иск (15 марта 2019 года), его состояние равнялось $3,58 млрд, на 47% меньше. На протяжении последнего года минимальный размер его состояния составлял $3,07 млрд (19 декабря), на 56% меньше начальной суммы. Несмотря на то, что публичные компании, в которых ему принадлежат мажоритарные пакеты, действительно сильно пострадали от санкций, стоимость акций ни одной из компаний не падала на 81%.
Дерипаска и его представители не ответили на многочисленные просьбы дать комментарии по поводу сведений о его личном состоянии, содержащихся в иске.
Помимо загадочных утверждений по поводу уменьшающегося состояния, остается еще и вопрос: насколько убедительны юридические аргументы Дерипаски. По словам опрошенных Forbes юристов с опытом работы с санкциями, а также политологов и экономистов, специализирующихся на России, у Дерипаски скромные шансы на победу в суде из-за слабой юридической аргументации и низкой успешности подобных исков в прошлом.
Юрист Дерипаски из Вашингтона, Эрих С. Феррари из Ferrari & Associates, отказался предметно говорить о деле Дерипаски, однако согласился побеседовать с Forbes. «Возможно, стоит принимать во внимание то обстоятельство, что иски к OFAC редко бывают успешны, – говорит Феррари. – Но конечно же, просто потому что OFAC часто выигрывает, человеку не следует отказываться от попыток убрать свое имя из списков, если он считает, что эти списки ошибочны».