Почему нужно ускорять транспортное сообщение с Сибирью и Дальним Востоком

ДеньгиБизнес

Уплотнение экономического пространства

Почему нужно ускорять транспортное сообщение с Сибирью и Дальним Востоком

Фото: Александр Чиженок

Одна из главных тем деловой программы Восточного экономического форума, который в эти дни проходит во Владивостоке,— «Артерии роста: как логистика меняет экономику». Огромная территория России — это ее несомненное конкурентное преимущество. Благодаря своим обширным пространствам наша страна обладает доступом к самым разнообразным первичным ресурсам — от богатых месторождений ценных полезных ископаемых до колоссальных запасов дефицитной в современном мире пресной воды. Причем в большинстве случаев этих ресурсов нам хватит на многие десятилетия и даже столетия.

Обладание обширной территорией усиливает геополитическое влияние России, дает ей прямой выход к многочисленным зарубежным рынкам, обеспечивает контроль над важными международными транзитными маршрутами, значительно снижает риски перенаселения, создает грандиозные возможности для научных исследований и туризма. Особо надо отметить, что наши семнадцать с лишним миллионов квадратных километров формируют почти безграничное пространство для экономического развития страны. Эти гигантские территории надо осваивать и благоустраивать, а потом поддерживать в хорошем состоянии. Поэтому Россия вряд ли когда-нибудь столкнется с необходимостью придумывать искусственные стимулы для своего экономического развития типа принудительного перехода на менее эффективные источники энергии. Основные направления нашего развития понятны на несколько десятков лет вперед, и это серьезный плюс для нашей экономической и инвестиционной политики.

Воспользоваться перечисленными преимуществами не так просто. Чтобы огромные территории могли работать на развитие страны, нужна их хорошая транспортная доступность. Люди и грузы должны легко перемещаться по стране в самых разных направлениях, причем перемещаться быстро и за разумную цену. Наличие развитой сети транспортных коммуникаций обеспечивает высокую плотность экономического пространства, позволяя вовлекать в хозяйственный оборот гораздо больше ресурсов, в том числе географически удаленных.

Надо сразу оговориться: развитие транспортных сетей — дело трудное, долгое и дорогое. Особенно в такой огромной стране со сложными природно-климатическими условиями, как Россия. В силу этого обстоятельства решения о создании новых транспортных маршрутов принимаются очень непросто.

Во-первых, надо правильно выбрать способ, с помощью которого будут решаться задачи по доставке людей и грузов с наименьшими издержками. Это может быть автомобильная или железная дорога, водный путь по реке и морям, воздушный маршрут, трубопровод. Рассчитывая издержки по каждому из вариантов, надо учесть затраты на строительство капитальных объектов и их последующую эксплуатацию, производство подвижного состава, потребляемое топливо, расходные материалы и т. д.

Во-вторых, надо оценить потенциальные грузовые и пассажирские потоки, которые должны возникнуть при появлении нового маршрута, и прикинуть доходы от обслуживания этих потоков. При этом будущие денежные доходы придется продисконтировать, чтобы принять во внимание потери, которые возникают из-за того, что финансовые ресурсы, потраченные на инвестиции в инфраструктуру маршрута, по сути, замораживаются на несколько лет.

К сожалению, в большинстве случаев прямой счет, сравнивающий затраты на создание нового маршрута и потенциальные доходы от перевозок, показывает убыточность транспортных проектов, нацеленных на соединение обжитых регионов с отдаленными территориями. В результате возникает неприятное противоречие: с одной стороны, осваивать отдаленные территории необходимо, с другой стороны, не вполне понятно, как избежать прогнозируемых убытков при создании новых транспортных коммуникаций.

Эта мучительная дилемма, сопровождающая транспортное строительство в Сибири и на Дальнем Востоке, была хорошо известна еще в XIX веке. В частности, при обсуждении проекта Транссибирской железнодорожной магистрали и на начальных этапах ее строительства многие современники критиковали эту затею за ее чрезмерную дороговизну и сомнительную экономическую целесообразность. Как следствие, окончательное решение о строительстве Транссиба было принято исходя не столько из финансово-экономических, сколько из военно-политических соображений. К тому времени Российская империя уже была вынуждена отказаться от Аляски из-за дороговизны ее снабжения, и было ясно, что удерживать дальневосточные земли без быстрого и надежного сухопутного транспортного сообщения тоже будет сложно. Кроме того, в российском обществе стала приобретать популярность идея о необходимости бороться с аграрным перенаселением в европейской части страны путем переселения части крестьян в Сибирь и на Дальний Восток. Строительство железной дороги из центра России до Тихого океана резко упрощало решение этих двух политических задач.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

О науках естественных и не очень О науках естественных и не очень

Как выбраться из болота экономической неопределенности

Деньги
Разговорились по деньгам: отчего растет российский финтех Разговорились по деньгам: отчего растет российский финтех

Встроенные финансы — новый стандарт клиентского пути

Forbes
Слушаю, босс! Слушаю, босс!

Фатальные ошибки в общении с руководством и советы по их исправлению

Лиза
От нефтеотдачи к суверенитету От нефтеотдачи к суверенитету

Как в нефтегазовой отрасли сформировать независимую производственную систему

Ведомости
Ох уж эти детки Ох уж эти детки

Звездные мамы и папы рассказали, чему научились у своих детей

Grazia
Короткие ножки и большая уверенность в себе: 10 интересных фактов о таксах Короткие ножки и большая уверенность в себе: 10 интересных фактов о таксах

Длинное тело, короткие лапы, самодостаточность и прыткий ум — знакомьтесь, такса

ТехИнсайдер
Сцена Сцена

Важнейшие события российской театральной сцены 2025

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Занятия творчеством улучшают внимательность и память студентов Занятия творчеством улучшают внимательность и память студентов

Уделять время искусству может быть так же важно, как готовиться к экзаменам

ТехИнсайдер
Недообход Хабаровска Недообход Хабаровска

Почему трасса обхода Хабаровска не привела и улучшению автодорожной ситуации

Монокль
Нетипичная Турция Нетипичная Турция

Изучаем турецкие Амасру, Самсун и Трабзон вместе с певицей Викторией Дайнеко

ЖАРА Magazine
Астрономы нашли наиболее вероятного кандидата в беззвездное гало темной материи субгалактической массы Астрономы нашли наиболее вероятного кандидата в беззвездное гало темной материи субгалактической массы

Астрономы подтвердили статус Cloud-9 как кандидата в объекты типа RELHIC

N+1
Простор для творчества Простор для творчества

Верфь Bilgin Yachts продолжает успешную серию 50‑метровых яхт Bilgin 163

Y Magazine
Романтики Севера Романтики Севера

Чем привлекает людей Арктика? Почему сюда по-прежнему едут энтузиасты?

Отдых в России
Давление на автозаймы Давление на автозаймы

Что мешает автокредитам набирать обороты

Деньги
Я поднимаю свой — вокал Я поднимаю свой — вокал

Вечный спор физиков и лириков: можно ли стать певцом в зрелом возрасте?

ЖАРА Magazine
Познайте себя: выберите фигуру, а мы расскажем, какая профессия вам лучше всего подходит Познайте себя: выберите фигуру, а мы расскажем, какая профессия вам лучше всего подходит

Выберите фигуру и узнайте, в какой области вы могли бы преуспеть

ТехИнсайдер
Многофакторность климата Многофакторность климата

Факторы, которые способствуют росту средней температуры в полярных областях

Знание – сила
Светлая сила Светлая сила

Что такое фотовольтаические системы и из чего они состоят?

Y Magazine
Продукты, которые могут оказаться опасными, если приготовить их неправильно Продукты, которые могут оказаться опасными, если приготовить их неправильно

Если неправильно приготовить эти блюда, последствия могут быть серьезными!

ТехИнсайдер
Автомобили Автомобили

Лучшие автомобили «реального мира» и настоящие произведения автоискусства

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Семь крапив Семь крапив

В России окультуривают ценное, полезное, но очень жгучее растение

Наука
Какая установка мешает вам стать богаче? Какая установка мешает вам стать богаче?

Тест: какая негативная установка может мешать зарабатывать больше?

Psychologies
Древние люди жили в Индонезии 1,5 миллиона лет назад Древние люди жили в Индонезии 1,5 миллиона лет назад

Ученые обнаружили на острове Сулавеси древнейшие каменные инструменты региона

ТехИнсайдер
Древнерусские амазонки: как воительницы описывались в былинах и преданиях Древнерусские амазонки: как воительницы описывались в былинах и преданиях

Что фольклористам известно русских воительницах и как они изменились со временем

Forbes
Генетики подтвердили личность жестоко убитого в Венгрии Рюриковича Генетики подтвердили личность жестоко убитого в Венгрии Рюриковича

Палеогенетики проанализировали геном жестоко убитого венгерского феодала

N+1
Марат Хуснуллин: 19% девелоперов сегодня находятся в зоне риска Марат Хуснуллин: 19% девелоперов сегодня находятся в зоне риска

Марат Хуснуллин о том, какие времена сейчас переживают девелоперы жилья

Ведомости
Человек слова Человек слова

Жизненная философия американского топ-теннисиста 1960–1970-х – Артура Эша

Ведомости
Геометрия роскоши Геометрия роскоши

Как художник Эрте сформировал стиль Harper’s Bazaar и отточил каноны ар-деко

Вокруг света
Обратная сторона Обратная сторона

Каковы скрытые риски косметических процедур?

Лиза
Академик Петр Чумаков: вирусы позволяют увидеть раковые клетки и сформировать иммунный ответ Академик Петр Чумаков: вирусы позволяют увидеть раковые клетки и сформировать иммунный ответ

Вирусы дают надежду в лечении самых злокачественных видов рака

Наука
Открыть в приложении