В прошлом году в России продано более 143 тыс. грузовых машин

ДеньгиБизнес

Грузовики поставили рекорд

В прошлом году в России продано более 143 тыс. грузовых машин

Текст Алексей Грамматчиков

Продажи грузовых автомобилей в России достигли рекордных показателей за постсоветский период. С чем связан взлет рынка грузовиков, насколько опасны его «болезни роста», связанные с обслуживанием и поставками запчастей, разбирались «Деньги».

Исторический рекорд со времен СССР в 2023 году обновили продажи грузовиков в России: по данным «Автостата», в ушедшем году хозяев себе нашли 143,6 тыс. грузовых машин (снаряженной массой свыше 3,5 тонны). Это на внушительные 70% больше, чем годом ранее, но главное — такие показатели превысили предыдущий исторический максимум, установленный в 2012 году, на уровне 129 тыс. Таких объемов российский рынок не видел со времен распада СССР, когда в конце 1980-х продажи приближались к 200 тыс. машин в год.

Главная причина нынешнего рекордного взлета продаж, по мнению аналитиков,— большой отложенный спрос. «В 2022 году бизнес занял выжидательную позицию и сосредоточился на адаптации к текущим экономическим реалиям. В последнюю очередь компании думали об обновлении автопарка и по возможности использовали имеющийся транспорт. В 2023 году удалось выстроить новые логистические маршруты»,— считает Артем Васканян, заместитель генерального директора по логистике и информационным технологиям логистической компании NC Logistic. В таких условиях, по мнению эксперта, логисты вынуждены расширять автопарк и штат водителей, чтобы выполнять весь объем поступающих заказов.

По мнению экспертов, отчасти рост спроса на грузовую технику связан с растущими запросами со стороны оборонной сферы. Но этот фактор не является решающим, главными драйверами спроса на грузовики участники рынка считают гражданские отрасли. Помимо развития автомобильных грузоперевозок росли объемы строительства и развития крупных инфраструктурных проектов. В этой связи в 2023 году повышенный спрос наблюдался на два основных вида грузовых авто: это так называемые седельные тягачи (способны перевозить грузы на дальние расстояния и широко используются логистическими компаниями) и строительные грузовики, прежде всего самосвалы. «Одним из самых крупных потребителей грузовиков оказалась строительная отрасль, где в связи с серьезными инфраструктурными проектами и сжатыми сроками их реализации возросла потребность как в специализированной технике, так и в тягачах и самосвалах,— комментирует Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России.— Транспортные компании обновляют старую технику, на рынке доставки появляются новые игроки, аффилированные с государственными компаниями».

Китайцы берут груз

В отношении российского рынка грузовиков в 2022 году были приняты особенно жесткие рестрикции: запрет на поставки грузовой техники в РФ попал в первые санкционные пакеты, шлагбаум был опущен перед популярными на российском рынке машинами «большой семерки» европейских производителей (Volvo, MAN, Scania, Mercedes, DAF, Iveco, Renault). Удар был нанесен и по российским производителям, прежде всего КАМАЗу, который ранее развивался в тесном взаимодействии с немецким концерном Daimler. Как и в легковом автомобильном сегменте, освободившееся рыночное пространство активно начали занимать китайцы. За 2022 год им удалось занять около половины рынка грузовых авто. В 2023-м доля китайских грузовиков продолжила рост: автопроизводители из КНР захватили порядка 65% продаж.

По данным «Автостата», в 2023 году КАМАЗ занял 21,5% рынка, и это заметно меньше, чем в 2022-м, когда доля ведущего отечественного производителя грузовиков превышала 37%. Другой российский производитель ГАЗ, а также белорусский МАЗ, получили по 5% рынка каждый. Остальное контролируется китайскими брендами: Sitrak (17%), Shacman (14%), FAW (11%), Howo (5%), Foton (4%), Dongfeng (3%), JAC (2,5%). «Продажи китайских грузовых авто в России в минувшем году так динамично выросли, потому что отечественные производители не могли покрыть потребности клиентов»,— поясняет Владимир Желобов, директор по продажам коммерческого транспорта автодилеров ГК «Автодом» и ГК «Автоспеццентр». Другой важный момент, по его словам,— хорошее ценовое предложение от китайских производителей в сравнении с европейскими. Основным потребителем грузовиков в России является бизнес: большие и средние логистические компании используют магистральные тягачи для федеральных перевозок. Среднетоннажная техника сейчас пользуется спросом у региональных и местных перевозчиков, строительная техника применяется в гражданском и промышленном строительстве. В частности, по мнению господина Желобова, не заполнена ниша малотоннажной и среднетоннажной грузовой техники до 18 тонн, поэтому они особенно востребованы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

От советских премьеров к российским миллиардерам От советских премьеров к российским миллиардерам

Из чего вырос ресторан «Гусятникоff» братьев Ротенбергов

Forbes
ИИ в школе: инструмент или угроза? ИИ в школе: инструмент или угроза?

Внедрение ИИ — неизбежный этап. Какова будущая роль учителя в новой системе?

Монокль
6 способов защиты от болезни Альцгеймера 6 способов защиты от болезни Альцгеймера

Есть полезные привычки, которые помогут сохранить ясность ума

Psychologies
Музыка — не в нотах Музыка — не в нотах

Что мы потеряли в музыке за последние сто лет, педантично следуя нотам?

СНОБ
Алексей Маслов: «Для Китая Россия — это прежде всего точки продаж» Алексей Маслов: «Для Китая Россия — это прежде всего точки продаж»

Как развиваются связи РФ и КНР и чего ждать в будущем

РБК
Физлицом к рынку Физлицом к рынку

Розничные инвесторы нарастили вложения вдвое, предпочитая облигации акциям

Ведомости
Астрономы нашли наиболее вероятного кандидата в беззвездное гало темной материи субгалактической массы Астрономы нашли наиболее вероятного кандидата в беззвездное гало темной материи субгалактической массы

Астрономы подтвердили статус Cloud-9 как кандидата в объекты типа RELHIC

N+1
Поклон Осаке Поклон Осаке

Футуристическая, эксцентричная Осака сохранила дух настоящего нонконформизма

Y Magazine
Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты» Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты»

Почему креативная экономика становится движущей силой развития России?

ФедералПресс
Ничего личного Ничего личного

Как защититься от хейта в Интернете

Лиза
Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета

Как всего два винта делают вертолёт летающей машиной?

Наука и техника
Львинохвостые макаки, или Вандеру Львинохвостые макаки, или Вандеру

Львинохвостые макаки – очень капризные и не желающие быть фотомоделями

Знание – сила
Свидание с Россией Свидание с Россией

Губернатор Ярославской области — чем заняться и где остановиться в регионе

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Недетский полет: 5 вопросов о прыжках с парашютом в тандеме для тех, кто хочет попробовать Недетский полет: 5 вопросов о прыжках с парашютом в тандеме для тех, кто хочет попробовать

Кому можно прыгать с парашютом и как это делается

ТехИнсайдер
Братские портреты Братские портреты

Братские портреты навсегда остались бы неизвестными, если бы не парное сочетание

Дилетант
Ксения Хаирова Ксения Хаирова

О Валентине Талызиной, актрисе поистине уникальной

Караван историй
Познайте себя: выберите фигуру, а мы расскажем, какая профессия вам лучше всего подходит Познайте себя: выберите фигуру, а мы расскажем, какая профессия вам лучше всего подходит

Выберите фигуру и узнайте, в какой области вы могли бы преуспеть

ТехИнсайдер
«Нет ничего прекраснее антарктических льдов» «Нет ничего прекраснее антарктических льдов»

Почему важна наука гляциология и что она изучает?

Знание – сила
«Холодный мир – это наше достояние» «Холодный мир – это наше достояние»

Что такое криосфера? Можно ли использовать знания о ней в повседневной жизни?

Знание – сила
Другая история Другая история

Человеческому терпению нет предела, но это явно не тот случай!

Знание – сила
Деньги за парковку: как власти в регионах борются с засильем машин Деньги за парковку: как власти в регионах борются с засильем машин

Какие города России оказались в лидерах по устройству парковочных мест?

ФедералПресс
Искусство Искусство

Главные тренды и события мирового арт-рынка за 2025 год

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Вместо дефолта — неукротимая инфляция Вместо дефолта — неукротимая инфляция

Мир продолжает жить в кредит, но менять никто ничего не планирует, да и не может

Монокль
Все мы не молодеем: 5 тестов для оценки скорости старения Все мы не молодеем: 5 тестов для оценки скорости старения

Простые тесты, которые помогут понять, насколько вы справляетесь со старением

ТехИнсайдер
Отели Отели

Отели, которым нет равных, для самых взыскательных гостей

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Тимофеев-Ресовский, зоология и век информации Тимофеев-Ресовский, зоология и век информации

Об отношениях Тимофеева-Ресовского с зоологией

Знание – сила
Недообход Хабаровска Недообход Хабаровска

Почему трасса обхода Хабаровска не привела и улучшению автодорожной ситуации

Монокль
Мерзлота не вечная: взгляд в будущее Мерзлота не вечная: взгляд в будущее

Какими экономическими потрясениями грозит таяние вечной мерзлоты

Знание – сила
Продукты, которые могут оказаться опасными, если приготовить их неправильно Продукты, которые могут оказаться опасными, если приготовить их неправильно

Если неправильно приготовить эти блюда, последствия могут быть серьезными!

ТехИнсайдер
Красота Красота

Новейшие технологии, научные открытия, драгоценные ингредиенты бьюти-индустрии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Открыть в приложении