Елочное настроение
Накануне праздника икра дешевеет, а банкеты — нет
Потребительские настроения к концу 2023 года начинают улучшаться относительно лета и осени и аналогичного периода 2022 года. Аналитики ожидают традиционного сезонного предновогоднего всплеска покупательской активности, но, возможно, не такого динамичного, как в прошлые годы. Торговые сети уже фиксируют рост продаж красной рыбы и икры, предложение которых увеличилось из-за удачного улова, готовят специальное меню рестораны, а алкогольные дистрибуторы видят рост спроса на российские игристые вина. «Деньги» разбирались, как может измениться спрос на организацию встречи нового 2024 года.
Настроение потребителей к концу 2023 года стабилизируется по сравнению с прошлым годом, следует из расчетов «Ромира». Индекс потребительской уверенности в октябре и ноябре оценивался в один пункт. В сентябре было минус два пункта, в июле — минус четыре. А в ноябре и декабре 2022 года потребительская уверенность оценивалась в минус восемь и минус семь пунктов соответственно. Как поясняют в «Ромире», индекс представляет собой нормированный процент людей, оценивающих текущие экономические условия («оптимисты» минус «пессимисты»), плюс процент людей, оценивающих перспективы экономических изменений («становится лучше» минус «ухудшается»).
Исполнительный директор «Ромира» Инна Караева говорит, что покупатели задумываются о новогодних праздниках уже сейчас. По прогнозам экспертов, традиционный сезонный всплеск покупательской активности ожидается не таким динамичным, как в предыдущие годы. «По нашим данным, средний чек растет последние восемь недель, в том числе за счет трат на товары не первой необходимости в таких категориях, как „хобби“ и „творчество“. Это косвенно говорит о том, что люди начинают готовиться к праздникам заранее»,— полагает госпожа Караева.
Директор по работе с клиентами «Ромира» Маргарита Абрамкина говорит, что, судя по результатам исследования холдинга, многие россияне остаются на новогодние праздники в своих городах, посещая местные мероприятия. Также популярны путешествия в другие города или регионы — в основном на поездах и самолетах. По данным «Ромира», одним из самых востребованных мест проведения праздников остается Москва, за которой следуют Санкт-Петербург и Казань. Как отмечают эксперты, россиян при выборе локации привлекают разнообразие досуга и культурные мероприятия: ярмарки, театральные постановки, выставки, новогодние шоу и т. д.
По данным опроса «Яндекс Маркета», в среднем россияне в этом году планируют выделить на новогодние подарки близким 12,4 тыс. руб., на застолье — 10,7 тыс. руб., на украшения для дома и елку — 5,6 тыс. руб. В том числе 44% респондентов задумываются сделать подарок и самим себе, на что готовы потратить в среднем 12,7 тыс. руб. Как сказано в исследовании, две трети россиян планируют оптимизировать свои новогодние траты. Так, 29% намерены дробить стоимость покупок, а 34% заранее откладывали деньги. По данным «Яндекс Маркета», самые популярные категории подарков — косметика и парфюмерия, продукты питания и напитки, товары для детей, дома, интерьера и хобби, а себе в подарок чаще всего выбирают косметику и парфюмерию, смартфоны, украшения, а также одежду и обувь.