Что мешает автокредитам набирать обороты

ДеньгиАвто

Давление на автозаймы

Что мешает автокредитам набирать обороты

Текст: Алексей Грамматчиков

Фото: Александр Коряков

После серьезного падения в конце прошлого года в этом году услуги автокредитования пытаются набрать устойчивый разгон. Но оптимизм участников рынка сдержан: на автомобильные займы продолжает давить все еще высокая ключевая ставка, а этим летом добавился еще неблагоприятный фактор, связанный со вступившими в силу новыми ограничениями регулятора.

Последние месяцы российский рынок автомобильного кредитования пытается выбраться из глубокой ямы. По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в феврале 2025 года в России было выдано 64 тыс. автомобильных займов, в марте это число увеличилось до 77 тыс., в мае — до 82 тыс., а в июне подросло до 88,5 тыс. Умеренно растут и объемы: по данным Frank RG, по итогам февраля в России было выдано автокредитов на 83 млрд руб. В марте этот показатель поднялся до 102 млрд руб. Летом рост продолжился: в июне рынок достиг уровня в 132 млрд руб., в июле — 157 млрд руб.

До прошлогодних показателей рынку пока далеко: июльские результаты почти в полтора раза уступают июлю прошлого года, когда автокредитов было выдано на сумму в 239 млрд руб. А по данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), по итогам первого полугодия 2025 года в РФ было почти вдвое меньше автокредитов, чем за аналогичный период прошлого года (576 млрд руб. против 1,09 трлн руб.). «Рынок автокредитования рос опережающими темпами в первой половине прошлого года, поскольку покупатели торопились, опасаясь удорожания машин из-за увеличения утильсбора»,— комментирует Ирина Андриевская, директор по контенту и аналитике финансового маркетплейса «Выберу.ру». По ее наблюдениям, с сентября этот сегмент резко затормозил. Однако начиная с февраля текущего года количество выданных автокредитов понемногу прибавляет, и можно сказать, что летом на рынке наблюдается оживление. Правда, по числу взятых автолюбителями кредитов результат июня почти вдвое ниже, чем годом ранее. О переломе тренда, по мнению эксперта, пока можно говорить с большой осторожностью.

Кредит за счет продавца

На фоне оживления автокредитов растет и доля приобретаемых таким образом автомобилей. По данным «Автостата», если в феврале текущего года доля продаж новых легковых авто в кредит составляла 46%, то в июне она уже поднялась до 60%. И этот показатель соответствует доле продаж автомобилей в кредит в 2020 и 2021 годах.

При этом наблюдаются изменения по средним срокам предоставления автокредитов. По данным сервиса «eКредит», в июле этого года наибольшее число займов (46% от общего числа) было выдано на срок семь лет, что на 12% меньше, чем в прошлом году. Кредиты на пять лет заняли вторую строчку по популярности и 20% от общего числа (в прошлом году их выбирали 23% заемщиков). Одновременно клиенты предпочитают вносить более значимые первоначальные взносы: притом что число заемщиков, желающих внести более 50% первоначальной цены авто, выросло, доля покупателей, которые сразу выкладывают 20–30% от цены автомобиля, снизилась почти на треть — с 31% до 22%, а доля запрашивающих кредит с минимальным взносом (0–10%) уменьшилась с 10% до 8%.

По мнению экспертов авторынка, главным ограничивающим фактором автокредитования является взвинченная регулятором ключевая ставка, которая сделала автомобильные займы дорогим удовольствием. Потребитель с тоской вспоминает времена, когда автокредит можно было взять под ставку в районе 5–8 процентов. Сейчас заемщикам платить приходится в разы дороже. Аналитики Banki.ru сообщают, что этим летом предложения коммерческих банков по автокредитам могли превышать 27% годовых. Однако средние показатели по рынку выглядят скромнее. По данным Frank RG, после поднятия ключевой ставки ЦБ осенью прошлого года средняя ставка автомобильного кредита составляла почти 20%. Однако к 1 июня текущего года она опустилась до 18%, к 1 июля снизилась до 17%, а к 1 августа — до 16%.

Средние показатели автокредитов тянут вверх дорогие займы на машины с пробегом: по данным Frank RG, сейчас они превышают ставку в 26% годовых, причем за последние месяцы не думают снижаться. А вот ставки кредитов на новые авто сокращаются. Например, на 1 февраля 2024 года они составляли 18% годовых. Но в июне текущего года они уже снизились до 13%, в июле — до 11%, а в августе — до 10%.

Цена автокредитов на новые машины снижается прежде всего благодаря субсидированию ставок, которые за свой счет осуществляют импортеры и дистрибуторы машин. Ситуация на российском рынке сейчас непростая: на складах скопилось много нераспроданных машин. Субсидирование автокредитов наряду с предложением щедрых скидок и прочие маркетинговые ходы используются для того, чтобы привлечь покупателей в автосалоны. «Китайские бренды, входящие в топ продаж российского рынка, такие как Haval, Chery, Changan, Geely, а также Belgee, Jetour, Omoda, Jaecoo, предлагают своим клиентам субсидированные процентные ставки по кредитам. В результате реальная процентная ставка по кредиту, которую банк прописывает непосредственно в кредитном договоре с клиентом, снижается до уровня от 0 до 5% годовых, причем срок кредита по такой ставке доступен на три-пять лет, а иногда и на семь-восемь лет»,— рассказывает Дмитрий Мольков, директор департамента финансовых услуг ГК «Автодом» и ГК «АвтоСпецЦентр».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Прибыль от долгов Прибыль от долгов

Чем интересны локальные валютные облигации

Деньги
«Розовый. История цвета» «Розовый. История цвета»

Как розовый цвет получали в Средневековье

N+1
Это вам не игрушки! Это вам не игрушки!

Цены на советские модели автомобилей 1:43

Автопилот
«Мозг: еда и новизна. Почему нас тянет к новому и вкусному» «Мозг: еда и новизна. Почему нас тянет к новому и вкусному»

Как еда вызывает эмоции

N+1
Теория поколений Теория поколений

Как появились люди X, Y, Z, альфа и чем они отличаются в разных странах?

Вокруг света
Первый звонок, линейка, букеты цветов: почему учебный год начинается именно 1 сентября Первый звонок, линейка, букеты цветов: почему учебный год начинается именно 1 сентября

Почему именно 1 сентября отмечается День знаний в России и странах бывшего СССР

ТехИнсайдер
Nkeeei: «Хочется в темпе событий успевать по-человечески жить» Nkeeei: «Хочется в темпе событий успевать по-человечески жить»

Музыкант nkeeei — о сольном творчестве и работе вместе с uniqe и ARTEM SHILOVETS

ЖАРА Magazine
Использование нейросетей может угрожать бизнесу Использование нейросетей может угрожать бизнесу

Бизнес и ИИ: какие риски связаны с использованием нейросетей

Inc.
Нефтесервис хочет заказов Нефтесервис хочет заказов

Почему растет выручка нефтесервисных компаний

Ведомости
Герои нашего времени Герои нашего времени

Создавая живой диалог поколений, они определяют, каким будет искусство завтра

Moodboard
Временно недоступен Временно недоступен

Как паузы от рабочих звонков и чатов помогают повысить продуктивность работы

Ведомости
Искусство Искусство

Главные тренды и события мирового арт-рынка за 2025 год

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Короткие ножки и большая уверенность в себе: 10 интересных фактов о таксах Короткие ножки и большая уверенность в себе: 10 интересных фактов о таксах

Длинное тело, короткие лапы, самодостаточность и прыткий ум — знакомьтесь, такса

ТехИнсайдер
Почему мир заговорил о белом водороде: новый источник чистой энергии Почему мир заговорил о белом водороде: новый источник чистой энергии

Белый водород — новый уникальный источник энергии?

ТехИнсайдер
Исследование: отличники остаются в найме, а в бизнес обычно идут бывшие троечники Исследование: отличники остаются в найме, а в бизнес обычно идут бывшие троечники

Как связаны оценки в школе и карьерный путь человека?

Inc.
Свежесть гардероба: как убрать неприятный запах в шкафу Свежесть гардероба: как убрать неприятный запах в шкафу

Сотня ароматизаторов не поможет. Что действительно избавит шкаф от запаха?

ТехИнсайдер
Инвестиции в эпоху снижения ставок: где искать прибыль Инвестиции в эпоху снижения ставок: где искать прибыль

О том, идет ли переток депозитов в инструменты фондового рынка

Деньги
Колледж учит жизни Колледж учит жизни

Куда идут работать после выпуска из учебного заведения выпускники колледжей

Ведомости
Мерзлота не вечная: взгляд в будущее Мерзлота не вечная: взгляд в будущее

Какими экономическими потрясениями грозит таяние вечной мерзлоты

Знание – сила
Обычный лед оказался флексоэлектрическим Обычный лед оказался флексоэлектрическим

Лед проявил сегнетоэлектрические свойства

N+1
Красота Красота

Новейшие технологии, научные открытия, драгоценные ингредиенты бьюти-индустрии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Почему не стоит доверять умным весам, когда вы занимаетесь фитнесом Почему не стоит доверять умным весам, когда вы занимаетесь фитнесом

Насколько сильно ошибаются «умные весы» в своих измерениях?

ТехИнсайдер
Другая история Другая история

Человеческому терпению нет предела, но это явно не тот случай!

Знание – сила
Твердое лидерство Твердое лидерство

Что ждет алмазную отрасль в России и мире

Ведомости
Выживет ли грузинский прагматизм Выживет ли грузинский прагматизм

Как Тбилиси не остаться на обочине и сохранить взвешенную внешнюю политику

Монокль
Недообход Хабаровска Недообход Хабаровска

Почему трасса обхода Хабаровска не привела и улучшению автодорожной ситуации

Монокль
Нетипичная Турция Нетипичная Турция

Изучаем турецкие Амасру, Самсун и Трабзон вместе с певицей Викторией Дайнеко

ЖАРА Magazine
Как очистить радиатор своими руками: 2 способа – простой и Как очистить радиатор своими руками: 2 способа – простой и

Кондиционер хуже работает, а двигатель подозрительно часто перегревается?

ТехИнсайдер
Отправь меня на Луну Отправь меня на Луну

Цифра «три», похоже, стала для яхты Orion символом

Y Magazine
Возвращение Электроника Возвращение Электроника

Дискомфорт, связанный с цифровизацией, не только российская проблема

Ведомости
Открыть в приложении