Байки новой реальности
Сколько теперь стоят мотоциклы
Санкции серьезно трансформировали российский рынок мотоциклов. Какие байки и за какую цену можно сейчас приобрести, как обстоят дела с обслуживанием мототехники и запчастями для них, разбирались «Деньги».
Культовый для многих любителей прокатиться с ветерком рынок новых мотоциклов в России последние годы уверенно набирал скорость. По данным «Автостата», по итогам 2021 года в нашей стране реализовано 18,4 тыс. новых байков, что на 12,6% больше, чем годом ранее. В 2020 году продажи увеличились на четверть, до 13 тыс. единиц, что, в свою очередь, почти вдвое больше, чем в 2017 году. Но в прошлом году мотоциклетный рынок нажал на тормоз: по итогам 2022 года реализация мототехники упала почти на 16%, до 15,5 тыс. машин.
Снижение заметное, но все же оно оказалось не таким серьезным, как падение рынка новых автомобилей, который в прошлом году, напомним, рухнул на 59%. А рынок мотоциклов с пробегом, в свою очередь, по итогам прошлого года показал сравнительно неплохие результаты: по данным «Автостата», в 2022 году в среднем он снизился всего на 5% — за весь прошлый год в РФ было куплено 89,4 тыс. подержанных мотоциклов. Хотя, если изучить статистику внимательнее, можно обнаружить, что показатели продаж байков с пробегом вели себя довольно нервно. Аналитики «Автостата» отмечают, что в начале 2022 года на «вторичке» наблюдалась положительная динамика (февраль и март демонстрировали уверенный рост — на 25% и 42% соответственно), в апреле и мае было отмечено незначительное падение (на 6–7%), в июне рынок чуть подрос (+1%). Далее, с июля по сентябрь, падение рынка в данном сегменте не превышало 9%. Но с октября, когда активный сезон использования мотоциклов прошел, оно усилилось, достигнув в декабре сокращения в минус 26%.
В этом году продажи мотоциклов тоже лихорадит. По данным «Автостата», в отношении новой мототехники в начале 2023 года наблюдалась разнонаправленная динамика. В январе отмечался небольшой рост продаж (+3%), в феврале — снижение на 6%, в марте же спрос опять пошел вверх на 12%. Общий результат первого квартала — продано 1,99 тыс. новых мотоциклов, что на 6% больше аналогичного периода прошлого года.
Индусы и китайцы вместо японцев и немцев
Куда значительнее изменения на российском рынке мотоциклов коснулись модельного ряда. Так же, как и на рынке автомобилей, вскоре после начала СВО ведущие производители мотоциклов из Европы, США и Японии официально остановили или ограничили поставки своей техники в Россию. Почти сразу прекратила официальный экспорт своих моделей на российский рынок американская компания Harley-Davidson. Опущен шлагбаум и перед европейскими марками: пакет санкций ЕС ввел ограничение на поставки в Россию мотоциклов дороже €5 тыс. И под этот запрет попала, в частности, ранее очень популярная в России вся модельная линейка BMW, цена самых доступных байков которых начинается с отметки €5,5 тыс. Присоединились к мотоциклетной блокаде и японцы: об этом, в частности, объявили компании Honda и Suzuki. Впрочем, представители японских марок при этом говорят о том, что не собираются полностью уходить с российского рынка, но все же отгрузки их мотоциклов пока поставлены на паузу.
При этом некоторые европейские мотоциклы у дилеров найти можно — это, например, байки австрийской марки КТМ, MV Agusta или шведской Husqvarna, модели которых по своим ценовым характеристикам не подпадают под санкции. С уходом марок из недружественных стран оживились продажи мотоциклов индийских брендов и китайских марок. «Сокращение продаж новых мотоциклов в России по итогам прошлого года объясняется уходом ряда поставщиков новой мототехники с российского рынка после обострения геополитической обстановки в феврале прошлого года,— констатирует Денис Мигаль, основатель автомобильного маркетплейса Fresh.— Партнерство с отечественными дилерами приостановили такие бренды, как Harley-Davidson, Suzuki, BMW, Honda планирует сохранить свое присутствие в нашей стране, но пока испытывает трудности с поставками. В связи с этим на данный момент у дилеров в основном представлены модели КТМ, Husqvarna да MV Agusta. Также в продаже есть индийские модели (Bajaj), китайские мотоциклы Aodes, Benda, Sharmax, мототехника Hisun, Voge, а также отечественных производителей („Мономах“, Ural, Motoland, Regulmoto)».
Судя по статистике, по итогам прошлого года особенный рывок на российском рынке сделали мотоциклы из Индии, а также российские бренды с китайскими корнями. Самой покупаемой маркой мотоцикла в России сейчас стал индийский бренд Bajaj — по данным «Автостата», по итогам прошлого года в России было продано 2,34 тыс. мотоциклов этой марки. На второй позиции находится российская марка Regulmoto, производители которой находятся на Дальнем Востоке и собирают мотоциклы из комплектующих преимущественно китайских партнеров. По итогам 2022 года в России было продано 1,97 тыс. байков этой марки, что на 86% больше аналогичного периода прошлого года.