Дьявол в мире самолетных запчастей: как TransDigm наживается на Пентагоне и авиации
Дела у Николаса Хоули сейчас идут просто отлично. Основанная им компания TransDigm, которая выпускает самолетные запчасти, успешно уклоняется от обвинений в получении сверхприбыли в размере 4436%, котировки бьют все новые рекорды, а Forbes USA выяснил, что состояние 71-летнего предпринимателя теперь перевалило за десятизначную отметку
На слушании Конгресса в январе 2022 года по поводу предполагаемого завышения цен в военных закупках при участии поставщика запчастей TransDigm Group из Кливленда у законодателей была уйма вопросов. У Николаса Хоули, соучредителя фирмы, председателя совета правления и бывшего генерального директора, ответов было немного.
Один вопрос звучал так: «Отказывалась ли ваша компания предоставлять данные по расценкам для военных?». «Я не знаю», ― отвечал Хоули. В курсе ли бизнесмен о том, что его вознаграждение на должности гендиректора было больше, чем у руководителей Raytheon, Boeing и Lockheed Martin, вместе взятых? «Я не знаю», — отвечал он.
В итоге подобный ответ звучал семнадцать раз. Кэти Портер, члена Палаты представителей от калифорнийских демократов, это весьма разозлило. «За $68 млн в год, ― сказала она Хоули, имея в виду его заработок в 2020 году, ― знать о том, что происходит в вашей компании, вы просто обязаны».
Но ни Портер, ни кто-либо еще не знали: Хоули заработал гораздо больше.
По расчетам Forbes USA, с тех пор как в 2006 году TransDigm вышла на биржу, предприниматель накопил состояние порядка $1,1 млрд. Оценка основана на данных официальных документов по продаже акций TransDigm и общедоступной информации по вознаграждению генерального директора (в 2018 году Хоули ушел с должности и стал председателем совета правления).
Для критиков компания ― живое воплощение алчности корпораций. Ее бизнес-модель сводится к тому, чтобы выкупать предприятия, являющиеся единственными изготовителями определенных запчастей самолетов, и взвинчивать цены, ведь иных альтернатив у клиентов нет. В ходе проверок со стороны генерального инспектора министерства обороны США в 2019 и 2021 годах выяснилось, что сразу после приобретения очередной компании руководство TransDigm подняло цены на 44 наименования из 46 и извлекло прибыль в размере 4436%. Все было в рамках закона. Тем не менее один бывший сотрудник называет TransDigm не иначе как «раковой опухолью». Другой рассказал Forbes USA, что фирма ― настоящий «дьявол в мире самолетных запчастей».
Что же касается инвесторов, подход компании к делу оказался гениальным. Согласно данным маркетингового агентства FactSet, с момента выхода на фондовый рынок предприятие достигло ежегодной совокупной доходности (удорожания акций вместе с дивидендами) на уровне 29%, причем в течение 2022-го доходы увеличились в десять с лишним раз — до $5,6 млрд. По величине доходов среди американских аэрокосмических и оборонных компаний за данный период TransDigm занимает первое место, почти на треть опережая ближайшего конкурента в лице изготовителя запчастей HEICO.
Для налогоплательщиков компания ― та самая черная дыра, где пропадают их деньги. С учетом того, что на 2023 год Пентагон получил финансирование в размере $816 млрд, в бюджете США на сумму $5,8 трлн министерство обороны занимает пятую строчку. Судя по аудитам ведомства в целой плеяде предприятий, в том числе TransDigm, на протяжении прошедших двух десятилетий завышение расценок могло привести к увеличению оборонных расходов на миллиарды долларов. В ходе проверки контракта с подразделением TransDigm от 2018 года выяснилось, что за 10 лет военные выплатили за 100 видов запчастей $119,3 млн, хотя все это должно было стоить $28,3 млн ― в среднем получается $9 млн на ветер ежегодно. Более высокую цену платят и пассажиры авиакомпаний, а надзорный комитет при Палате представителей назвал причину: «злоупотребление при ценообразовании» со стороны TransDigm. Авиаперевозчики являются крупнейшими заказчиками компании.
В официальном заявлении предприятие сообщило: «В результате аудитов Министерства обороны по отдельным контрактам было установлено, что никаких законов и правил деятельность TransDigm не нарушает». Кроме того, было отмечено, что «обычно в сравнении с рыночными ценами Минобороны по возможности получает существенную скидку».
Общения с прессой Хоули обычно избегает. На просьбы поговорить с Forbes USA он не ответил.
Бизнесмен отнюдь не единственный разбогатевший управленец компании. Руководителям высшего звена, в том числе дочерних предприятий, организация при условии достижения амбициозных финансовых показателей выдает внушительные пакеты с опционами на покупку акций.
«Так многие стали весьма состоятельными людьми», ― говорит Боб Хендерсон, покинувший пост вице-президента компании в конце 2021 года.
Рвение фирмы к завышению цен хорошо задокументировано. Министерство обороны США осуществило по меньшей мере четыре расследования, самое ранее из которых было проведено в 2006 году. В результате всех четырех проверок было заключено, что TransDigm получает чрезмерную прибыль. В майском выпуске телепередачи «60 минут» на CBS вышел сюжет о завышении цен, где наряду с крупнейшими подрядчиками Пентагона раскритиковали и компанию Хоули.
Куда меньше известно о непрерывном давлении с целью улучшить показатели доходности и обеспечить высшему руководству вознаграждение в виде ценных бумаг. По словам четверых бывших сотрудников, это привело к тому, что управленцы увеличивают цифры посредством хитроумных манипуляций с бухгалтерией, которые равносильны мошенничеству. А Forbes USA впервые рассказывает о миллиардном состоянии человека, стоящего за этим обширным бизнесом.
Рождение TransDigm
Хоули вырос в пригороде Филадельфии под названием Хейвертаун. Отец предпринимателя ― президент фирмы Lansdowne Steel & Iron, которая изготавливала боеприпасы для американских военных. Яблоко от яблони: в отчете Счетной палаты США от 1971-го эту компанию обвиняли в завышении расходов. В прошлом году в выпуске подкаста своего делового партнера и частного инвестора Уилла Торндайка Хоули говорил, что работал на отцовском предприятии, когда учился в старшей школе и получал степень инженера-механика в Университете Дрекселя. «Наверное, это был лучший полевой опыт ведения бизнеса в моей жизни», ― делился тогда предприниматель, вспоминая, как работал в Lansdowne Steel & Iron с механическими станками и пробовал себя в управленческой деятельности и финансовом учете.