Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ): что это такое, как работает
Датчик положения дроссельной заслонки прямым образом влияет на работу мотора. Как его проверить
За что отвечает датчик положения дроссельной заслонки
Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) — это датчик, определяющий текущий угол открытия заслонки дросселя и отправляющий эти показания блоку управления. Является одним из контрольных элементов системы управления инжекторного двигателя.
Основываясь на показаниях датчика положения дроссельной заслонки (не только, но в том числе), блок управления контролирует обороты, как на холостом ходу, так и при нагрузке. ДПДЗ, наряду с другими датчиками (положения коленвала, детонации, массового расхода воздуха и др.), является «глазами» ЭБУ, дающими обратную связь при нажатии педали газа. На многих современных моторах ДПДЗ также отвечает за холостые обороты, так как электронный дроссель заменяет собой классический регулятор холостого хода. По очевидным причинам датчик положения дроссельной заслонки устанавливается только на автомобили с электронной системой впрыска топлива.
Как работает датчик положения дроссельной заслонки
ДПДЗ является частью дроссельного узла, хотя отдельная его замена возможна. Представляет из себя потенциомер, связанный с осью заслонки. При перемещении заслонки в процессе управления газом (механически — тросиком, или сервомотором, если газ «электронный») потенциомер вращается на такой же угол. Соответственно, меняется его сопротивление, что дает обратную связь блоку управления — на какой фактический угол сейчас открыта заслонка. Основываясь на этих и других данных от прочих датчиков, ЭБУ корректирует смесь и регулирует обороты в соответствии с заложенной программой.
Многие современные ДПДЗ имеют более надежную бесконтактную схему, где вместо потенциомера с резистивными дорожками используется датчик Холла.