Дарья Жук: «Когда начались протесты в Беларуси, у меня случился разрыв мозга и сердца»
Белорусская режиссерка Дарья Жук живет и работает в Нью-Йорке. Два года назад вышел ее полнометражный дебют «Хрусталь», который номинировался на «Оскар» и стал белорусской версией «главной кинорефлексии о 90-х», как «Теснота» в России. Ей доверили режиссировать второй сезон «Содержанок».
Две недели назад Жук приехала в Минск для съемок клипа группы «Молчат Дома», застала там народное восстание и почувствовала тот самый дух свободы, который царил в середине 1990-х. Когда-то на съемках «Хрусталя» в Беларуси съемочная группа не могла доехать до площадки, потому что поблизости жестко задерживали участников митинга (весна 2016-го). В 2020-м на протест вышло так много людей, что задерживать их уже бессмысленно.
GQ встретился с Дарьей Жук в Москве, на субботнем бранче, после которого она побежала монтировать тизер к новому фильму, потом на благотворительный показ «Хрусталя» в «Октябрь», после чего снова поехала в Минск.
Сейчас вы работаете над фильмом о феминистком движении FEMEN (французско-украинская копродукция – прим GQ). Расскажите, как продвигается работа над ним и как это резонирует с происходящим в Беларуси сейчас.
Я полностью поглощена этим фильмом. Это будет байопик о девушках, соосновательницах движения FEMEN, которые сначала врастают в него, а потом выходят из революции в течение 10 лет. У них очень насыщенные биографии. Чтобы раскопать это и каким-то образом отразить их взгляд изнутри, нам пришлось взять огромное количество интервью: участников движения и людей, которые наблюдали за FEMEN со стороны. В результате у нас был соткан сценарий на сто пятьдесят страниц, а это где-то на 3,5 часа, то есть ни в какие рамки. Теперь придется это мучительно сокращать
Прямо какой-то фильм Мартина Скорсезе.
Да, такая глыба мрамора, из которой нужно выточить фильм. Но они [активистки FEMEN] настолько интересны, что чем глубже ты погружаешься, тем больше тебе это нравится.
А может быть, сделать мини-сериал?
Я знаю, что уже есть попытка сделать сериал о FEMEN французскими продюсерами. Мне интересно из этого попробовать сделать полнометражный фильм, — это гораздо сложнее, чем сериал. Когда я сидела в Нью-Йорке и работала над сценарием, началось движение Black Lives Matter. У меня внутри начало все дрожать, потому что я как раз во время карантина сидела и писала именно об этом. Когда начались протесты в Беларуси, у меня случился разрыв мозга и сердца. Я подумала: «Господи, кто же даст денег на фильм, ведь его надо снимать прямо сейчас уже!»
В субботу (29 августа) я была на женском марше в Минске, и в какой-то момент девчонки (участницы марша – прим. GQ) начали кричать: «А вот что, если мы разденемся?» Для меня это было еще одной приметой того, как эта спираль закручивается. Как они еще в 2011 году раздевались у здания КГБ и как это сейчас важно для женского политического движения в Беларуси.