Как зафиксировать сексуальное согласие?

Forbes18+

«Да» значит «да», но можно передумать»: юрист Анна Ривина — о концепции согласия в отношениях

Анна Ривина

sub-buzz-855-1604006070-18.jpg__1614333070__21163__vid862501e.jpg
Кадр из фильма «Любовь и анархия»

Один из самых болезненных вопросов темы сексуализированного насилия — согласие. Как его зафиксировать? Можно ли отозвать? Как доказать, что оно было или что его не было, если дело дойдет до обвинений? Возможен ли секс по согласию между начальником и подчиненным? Юрист Анна Ривина отвечает на эти вопросы на примере одного мобильного приложения.

Анна Ривина — кандидат юридических наук, специальный советник по гендерно-чувствительным вопросам коллегии адвокатов Pen&Paper.

В середине февраля в российском интернете появились статьи о датском приложении IConsent. Оно позволяет зафиксировать сроком на 24 часа согласие на сексуальную связь, — но только на одну, к тому же согласие можно отозвать. Инициатива вызвала разные реакции, от насмешек до опасений, что любая интимная близость теперь будет контролироваться государством, а техническое решение для подобных отношений между людьми не может быть настолько очевидным и простым. Отдельного внимания заслуживает вопрос о том, насколько согласие, полученное через приложение, может быть аргументом в судебном разбирательстве и какие риски создает в случае недобросовестного использования.

Согласие на секс — тот стандарт, который совсем недавно начал закрепляться в национальных законодательствах разных стран. Сам термин подразумевает культуру согласия в сексуальных отношениях, которая должна искоренять терпимость к насилию.

Нас приучили считать, что женское «нет» на самом деле значит «да». И со стороны мужчин, и со стороны женщин такому женскому поведению находились объяснения. Это и невозможность для «приличной» женщины быть сексуально раскрепощенной и самостоятельно инициировать связь. И якобы желание вызвать интерес и уважение со стороны мужчин — такая интерпретация женского несогласия позволяет мужчине игнорировать его и настаивать на своих желаниях.

Так было долгое время, пока на смену этой норме не пришел принцип «нет — значит нет». Именно так в конце 1980-х годов заявило женское секс-позитивное движение, которое провозгласило, что отказ не может трактоваться двояко. А в конце 1990-х годов на смену ему пришел стандарт «да — значит да»: только активное согласие и участие подразумевают, что секс для всех сторон является желанным. Сексуальная активность без согласия считается изнасилованием.

Сегодня нет ни единого определения согласия в сексе, ни единственно правильного способа о нем сообщать. Изучив разные подходы и определения, концепцию согласия в сексе можно упрощенно объяснить так:

  • вербальное/невербальное согласие;
  • активное физическое участие;
  • возможность в любой момент прекратить происходящее;
  • отсутствие иерархии или подчинения.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении